Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Для педагогов и родителей

Виды жестокого обращения и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

В современном обществе остро стоит проблема жестокого обращения с несовершеннолетними. Взрослые, ставшие жертвами насилия в детском возрасте, сохраняют воспоминания, связанные с прошлым, которые выражаются в их заниженной самооценке, депрессиях, трудностях в личных взаимоотношениях, а так же в сексуальных проблемах, алкоголизме, применении наркотиков. Удовлетворение потребности ребенка в любви и привязанности настолько же важно для нормального роста и развития, как и для удовлетворения его физических потребностей.

Сложившиеся социально-экономические условия в нашей стране и мире, в целом, нарушение структуры семьи обострили взаимоотношения между родителями и детьми. Увеличение асоциальных семей, семей, находящихся за чертой бедности, социальная изоляция, семьи с низким уровнем дохода, алкоголизм, наркомания, эмиграция – все это породило общую агрессию, гнев в обществе и в детско-родительских взаимоотношениях. Больше всего в данной ситуации страдают дети, так как взрослые (не только родители) свою злость и проблемы выплескивают на детей. Поэтому несовершеннолетние, испытывая физическое и психологическое насилие, остаются самыми незащищенными среди всего населения.

Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

Виды жестокого обращения с детьми:

  • физическое,

  • сексуальное,

  • психологическое (эмоциональное),

  • пренебрежение основными нуждами ребенка

Физическое насилие

– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

  • внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);

  • повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.

  • Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

  • боязнь физического контакта со взрослыми;

  • стремление скрыть причину травм;

  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

  • суицидные попытки.

Ниже кратко перечислены психологические последствия и особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию, в зависимости от их возраста:

Возраст

Психологические и поведенческие особенности

до 3-х лет

  • малоподвижность, отсутствие пли слабая реакция на внешние стимулы (у младенцев);

  • боязнь родителей и/или взрослых;

  • постоянная настороженность;

  • плаксивость, капризность, печальный вид;

  • редкое проявление радости;

  • агрессивность

3-6 лет

  • пассивность, смирение с тем, что происходит;

  • чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;

  • псевдовзрослое поведение;

  • агрессивность;

  • лживость, воровство;

  • жестокость по отношению к животным;

  • склонность к поджогам

Младший школьный возраст

  • стремление скрыть причину повреждении и травм;

  • боязнь идти домой после школы;

  • одиночество, отсутствие друзей;

  • затрудненная концентрация внимания, плохая успеваемость;

  • агрессивность;

  • воровство;

  • уходы из дома

Подростковый возраст

  • бродяжничество;

  • делинквентное поведение;

  • употребление алкоголя, наркотиков;

  • депрессия, суицидальные попытки

Сексуальное насилие (или развращение)- это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Выявление сексуального насилия часто бывает затруднено, т. к. в большинстве случаев оно не оставляет физических симптомов или признаков, а если даже они и имеются, то не являются специфическими только для сексуального насилия. Поэтому при диагностике этой формы жестокого обращения с детьми следует рассматривать все факторы в комплексе, обращая особое внимание на психологические последствия, а также на рассказ ребенка.

К физическим индикаторам сексуального насилия относятся следующие травмы и расстройства:

  • повреждения генитальной, анальной областей в виде кровоподтеков (синяков), ссадин, припухлостей, разрывов, пигментации, кровотечений, нарушения целостности девственной плевы;

  • «зияние» ануса;

  • заболевания, передающиеся половым путем, начиная от банальных вульвовагинитов и кончая сифилисом. Поданным Центра «ОЗОН», у 60 % детей в возрасте от 3,5 до 18 лет, проходивших обследования в связи с подозрением на сексуальное насилие, имелись болезни, передаваемые половым путем (БППП);

  • инфекции мочевыводящих путей;

  • беременность;

  • энурез и/или энкопрез (недержание мочи и кала);

  • нервно-психические расстройства;

  • психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).

Психологические последствия сексуального насилия можно разделить на: эмоциональные расстройства, проблемы поведения, нарушения межличностных отношений и расстройства когнитивной сферы.

Эмоциональные расстройства включают беспокойство и страх, поскольку сам факт насилия является событием, угрожающим безопасности ребенка. Страх часто провоцируется обстоятельствами, связанными с насилием, например, боязнь темноты или паника при виде людей, внешне напоминающих насильника. Гнев также является частым последствием сексуального насилия у детей. Поскольку ребенку трудно выразить гнев в словесной форме, он проявляется в неадекватном поведении: необъяснимых приступах ярости, агрессии, направленной как на других людей или животных, так и на себя (самодеструктивное поведение).

Когнитивные расстройства проявляются в виде низкой самооценки, идей самообвинения, восприятия себя как уродливого, беспомощного. Люди делают выводы о себе и об окружающем их мире на основании того, чему они научились в детстве. Если пережитый опыт был связан с сексуальным насилием, то заключение о себе и восприятие самого себя у ребенка будут основаны на переоценке всего негативного и недооценке собственной ценности.

Нарушения поведения. Наиболее специфичным для перенесенного сексуального насилия следует считать так называемое сексуализированное поведение, являющееся следствием травматической сексуализации, когда психосексуальное развитие ребенка под влиянием неадекватной стимуляции идет по дисфункциональному пути. Ребенок начинает преувеличивать значение сексуальных аспектов человеческих отношений.

Нарушение межличностных отношений. Как следствие предательства взрослых, у ребенка, пережившего сексуальное насилие, отсутствует доверие к другим людям, поэтому он не имеет друзей. Иногда, напротив, ребенок становится чрезмерно зависимым от других. Он чувствует себя не похожим на окружающих его сверстников. У мальчиков, ставших жертвой сексуального насилия, могут возникнуть затруднения с половой идентификацией. Часто они идентифицируют себя с насильником, и причиной насильственного вовлечения ими других детей в сексуальные отношения является стремление к власти и контролю над ситуацией, а не желание получить сексуальное удовлетворение.

Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:

  • ночные кошмары, страхи;

  • несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

  • стремление полностью закрыть свое тело;

  • депрессия, низкая самооценка;

  • проституция, беспорядочные половые связи.

Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Существует множество проявлений психического или эмоционального насилия, которые по предложению Дж. Гарбари объединяют в пять основных форм:

1. Игнорирование:

  • лишение ребенка необходимой эмоциональной стимуляции и эмпатии;

  • пренебрежение его потребностью в безопасном окружении, стремлении быть ближе к родителям, общаться с ними, получать от них поддержку;

  • отсутствие проявлений привязанности, любви и заботы о ребенке со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

2. Отвержение:

  • предъявление чрезмерных требований к ребенку, невыполнимых в силу его возраста и возможностей;

  • открытое неприятие, постоянная критика ребенка, употребление негативных сравнений;

  • публичное унижение, подчеркивание его недостатков.

3. Угрозы, терроризация:

  • угроза избить, совершить насилие над ребенком или над теми, кого он любит;

  • обзывание, в том числе бранными словами;

  • оскорбление, унижение его достоинства.

4. Изолирование:

  • установление ограничений на контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими значимыми для него людьми;

  • запрет или ограничение на выход из дома (например, не пускают в школу, переводят на домашнее обучение без достаточных на то оснований).

5. Развращение:

  • побуждение к антисоциальному поведению (воровству, проституции, попрошайничеству);

  • вовлечение в употребление наркотиков, алкоголя;

  • поощрение саморазрушающего поведения.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

  • задержка физического и умственного развития ребенка;

  • нервный тик, энурез;

  • постоянно печальный вид;

  • различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:

  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;

  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;

  • агрессивность;

  • склонность к уединению, неумение общаться;

  • плохая успеваемость.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощь;

  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Признаки, по которым можно заподозрить “заброшенность” ребенка:

  • утомленный, сонный вид;

  • санитарно-гигиеническая запущенность;

  • отставание в физическом развитии;

  • частая вялотекущая заболеваемость;

  • задержка речевого и моторного развития.

Заброшенность ребенка можно заподозрить при следующем состоянии и поведении ребенка:

  • постоянный голод;

  • кража пищи;

  • требования ласки и внимания;

  • низкая самооценка, низкая успеваемость

  • агрессивность и импульсивность;

  • антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

Таким образом, любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

Материал подготовил педагог-психолог МУ «ЦППМСП» Бородулина Н.Г.

Октябрь 2021 года

21-10-2021, 13:04 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр