Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Январь 2021 (13)
Декабрь 2020 (25)
Ноябрь 2020 (9)
Октябрь 2020 (7)
Сентябрь 2020 (15)
Август 2020 (4)



Родителям на заметку

"Особенности образования и воспитания детей находящихся в трудной жизненной ситуации"

Современное развитие экономики нашей страны, социальные процессы, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении финансового положения семьи, обусловили падение престижа ряда профессий, сокращение воспитательного потенциала родителей, что привело к резкому росту семей находящихся в трудной жизненной ситуации.

К сожалению, на данный момент не удается, и приостановить рост числа семей находящихся в трудной жизненной ситуации и детей, оставляемых семьей без опеки, присмотра. Сегодня семья как собственная среда жизнеобеспечения детей испытывает жесткий прессинг социальных и экономических проблем.

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное наличие перед глазами ребенка должного образца поведения своих родителей. Подражая им, ребенок копирует как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научатся правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные формы поведения.

Специалисты указывают на ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека.

Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функционировать и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от индивида повышенной социальной активности при выборе стратегии, средств и способов деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Необходимость сделать выбор создает напряженность в жизненной ситуации, которая выражает собой противоречие между интересами его самого и других людей.

Численность населения Пензенской области — 1 миллион 348 тысяч 700 человек, из них почти 428 тысяч — жители сельской местности. Зачастую села находятся в нескольких километрах, а то и в десятке от районного центра, и в сотни от областного центра. Село развивается в ситуации экономической нестабильности: нет рабочих мест для населения, и за «большим рублем» люди трудоспособного возраста стремятся выехать в отдаленные города. Еще одна из причин социальной нестабильности села, снижение нравственных устоев семьи.

На сегодняшний день увеличивается число малообеспеченных семей, все большее количество семей приобретают статус «неблагополучной» семьи. Ухудшается психологический климат в устойчивых семьях. Главная причина – отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, рост цен на продукты питания и услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Именно семейное неблагополучие является причиной разных деформаций процесса социализации ребенка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Семья несёт ответственность за естественную среду обитания своих членов, прежде всего детей, молодёжи, престарелых лиц с ограниченными возможностями. Семья является той формой общности людей, в которой, соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники, связаны кровнородственной связью. Меняется общество, меняется и семья, а также совершенствуется семейная политика и работа с семьёй. Семья является одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой. Многие учёные характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя численность семьи составляет 3,2 человека в городе и на 3,3 в селе. Растёт число бездетных и молодёжных семей. Вследствие снижения возраста вступления в брак, а также отделения молодых семей от родителей, происходит формирование неполных семей. Происходит увеличение доли семей с одним родителем, как и из-за разводов, так и модой на гражданские браки. Рождение детей одинокой матерью ведёт к росту неполных семей.

Семья развивается вместе с обществом. Социальные проблемы семьи взаимосвязаны с проблемами общества. Поскольку семья выполняет важные социальные функции, то государство, правительство, общественные организации и общество в целом заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия жизнедеятельности семьи. На это нацелена социальная работа по укреплению семьи, по повышению её воспитательного потенциала, по выполнению ею демографической и социальной функции.

На Основании всего выше сказанного, следует отметить, что в современной России в связи с увеличением числа семей, находящихся в кризисном социально-экономическом положении, все чаще в педагогике и психологии стало употребляться такое понятие, как дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. На данный момент проблема социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации чрезвычайно актуальна. Она обусловлена, в первую очередь, социально-экономическим кризисом последних десятилетий, значительно повлиявшим на положение подрастающего поколения.

Сегодня к категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят детей из социально незащищенных и неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, детей с инвалидностью и нарушениями развития, оказавшихся в экстремальных условиях, жертв насилия и других, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что довольно большое количество факторов провоцирующих у ребенка трудную жизненную ситуацию исходят от его семьи. Одной из проблем ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации является низкий уровень социализации, то есть ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой и доступа к культурным ценностям.

Таким образом, из всего вышеизложенного мы понимаем, что проблема детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стоит на данный момент довольно остро. Поэтому присутствует необходимость особого отношения к таким детям, то есть необходимость социально-педагогического сопровождения. В зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации у ребенка, и его социально-педагогических особенностей, возникает необходимость выбора индивидуальной технологии работы. На сегодняшний день существует множество исследований направленных на то, чтобы как можно более эффективно подойти к составлению и применению технологий социально-педагогического сопровождения детей, которые оказались в трудной для них жизненной ситуации.

Материал подготовил социальный педагог Дьякова Е.А.

12-01-2021, 10:56 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр