Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



О развитии ребенка в проблемной семье.

                                        Развитие ребенка в асоциальной семье.

 

       Алкоголизм – не только смертельное и неизлечимое заболевание, но и настоящее бедствие, которое изолирует членов семьи алкоголика от социума. Алкоголизм в семье обязательно затрагивает всех ее членов, они вынужден против своей воли активно играть свои роли в этой жизненной драме.

Дети алкоголиков вырастают в атмосфере тайного, запретного, постыдного, что приводит к их быстрому взрослению, лишая нормального детства. Психологи утверждают, и с этим трудно спорить, что атмосфера лжи пагубно влияет на дальнейшее развитие детской психики и формирование отношений выросшего человека с людьми.

В алкогольных семьях помимо случаев злоупотребления спиртным, царит атмосфера насилия, как физического, так и психологического. Согласно исследованиям травматическое воздействие происходящих драк в доме гораздо больше, чем сопутствующее распитие спиртных напитков. В психологическом портрете ребенка алкоголика присутствуют беспомощность и бессилие, переживания непредсказуемого и неадекватного поведения родителей, постоянные сомнения, страхи, беспокойство о здоровье и жизни родителей. Очень часто такие дети чувствуют себя не только нелюбимыми и даже виноватыми в том, что их родители ведут себя неадекватно. Они всегда обеспокоены тем, что кому-то станет известно, что происходит в семье, они постоянно контролируют свои слова и действия, отличаются самокритичностью и страдают от низкой самооценки.

      Дети, которым не посчастливилось вырасти в семьях алкоголиков, усваивают одновременно поведенческие и эмоциональные нарушения своих родителей, специфические особенности «алкогольного» мышления. Как показывают многочисленные исследования, вероятность злоупотребления наркотическими веществами, алкогольной зависимости и азартных игр у выросших детей алкоголиков в 4 раза выше, чем у детей, где таких проблем не наблюдалось. Юность таких ребят обычно характеризуется хаотичностью, физическими травмами, сексуальным и физическим насилием, нездоровым мышлением. 55% всех произошедших случаев насилия в семье происходит именно в семьях, где есть злоупотребление алкоголизмом. Около 30% дочерей алкоголиков пережили в своей жизни физическое насилие, одна пятая часть подвергались еще и сексуальным домогательствам. Эта статистка превышает в 4 раза данные, имеющиеся по обычным семьям. По статистике, у 70% детей алкоголиков формируются навязчивые пристрастия к алкоголю, работе, еде, сексу, лекарствам, азартным играм, а около половины из них вступает в брак с алкоголиком. Вероятность самому стать алкоголиком, у детей, выросших с родителями алкоголиками, увеличена в 4 раза.     

Основные факторы, влияющие на формирование личности ребенка в семье, отягощенной алкоголизмом: 

  1. Секрет семьи. Злоупотребление члена семьи алкоголем тщательно скрывается от окружающих, эта тема считается постыдной, не обсуждается, отношения в семье замешаны на лжи. Ребенок испытывает трудности в общении, с раннего возраста не доверяет тому, что видит, слышит, чувствует.
  2. Непредсказуемость, страх, тревога. В алкогольной семье атмосфера характеризуется хаосом, непредсказуемостью. Ребенок никогда не уверен, что его ждет дома. Ему не хочется идти домой, он гуляет по улицам. Наблюдая за ссорами родителей, ребенок начинает искать причину в себе, старается примирить родителей, стремится к тому, чтобы его наказали. Ребенок вынужден скрывать свои чувства от окружающих, формируется эмоциональная тупость, пропадает потребность делиться своими переживаниями с близкими людьми.
  3. Альтернирующее воспитание. Непостоянство и хаос в семье обусловливают отсутствие четких ограничений для ребенка. Детям трудно понять, как себя надо вести, поскольку их поступки оцениваются не объективно, а под настроение. Все это лишает ребенка твердой психологической почвы, стабильности, нравственных ориентиров поведения.
  4. Недостаток внимания ребенку. В семье, отягощенной проблемами алкоголизма, ребенок ощущает себя ненужным, отвергнутым, нежеланным, появляется страх быть брошенным. Укоренившееся в сознании чувство вины, ощущение заброшенности, стыд за родителей, формирует заниженную самооценку. В зависимости от типа нервной системы, от индивидуальных особенностей, характера, способностей, у детей формируется различный стиль поведения. 

      Интуитивно ребенок чувствует, что препятствием на пути удовлетворения потребности обратить внимание на себя, добиться любви родителей, является пьянство. Дети всеми силами стараются бороться разными способами, и реагируют тоже по-разному. Для того чтобы выжить в семье, отягощенной алкоголизмом, ребенок должен выработать соответствующие нормы поведения, которые будут дезадаптивными.

   

Выделяют несколько типов поведенческих сценариев детей в алкогольных семьях: 

  1. Проблемный ребенок – трудновоспитуемый. Поведение рассматривается как бунт, протест. Агрессией или наглостью они защищаются от других людей, от их возможных насмешек и подозрений. Отсутствие в семье условий для формирования эмпатии ведет к развитию жестокости. Сталкиваясь с осуждением окружающих, ребенок не пытается улучшить свое поведение, а нарочно совершает поступки, добиваясь цели привлечь к себе внимание родителей и примирить их, объединив общим переживанием. Проблемы поведения переносятся и на внесемейное окружение. Ребенок чувствует себя социальным изгоем, только уличная компания является местом, где он чувствует себя родным. Мнение друзей становится регулятором поведения, дети рано начинают пить, курить, употреблять наркотики, т.к. они не знают других способов снятия чувства дискомфорта. Именно эта группа детей дает в дальнейшем наибольший процент алкоголиков, преступников, психопатических личностей.
  2. «Козёл отпущения» - ребёнок, являющийся центром всех неприятностей, он как бы предоставляет взрослым излить на себя злость, раздражение, тем самым сохраняя взаимоотношения в семье. 
  1. «Клоун», любимец семьи. Защитой от психотравмирующей ситуации может быть не только гнев, но и юмор, смех. Ребенок предпочитает уйти от сложностей, неприятностей, защититься смехом. За шутовской маской скрывается душевная боль, тревога, гнев, стыд, страх. С возрастом привычка играть распространяется на все сферы жизнедеятельности, учатся манипулировать другими. Со временем люди перестают доверять манипулятору, что приводит к фрустрации. Чтобы снять напряжение он также прибегает к алкоголю или другим ПАВ, легко входят в асоциальные группировки, где их любят за шутки, юмор, никто не требует ответственности, самокритичности, умения трудиться. 
  1. «Потерянный» ребенок. Это дети, которые не выдерживают эмоциональных перегрузок, отключаются от реальности, уходя в мир фантазии. Ребенок надеется на лучшее, рисует себе картины прекрасной жизни.  Такой ребенок не вмешивается в жизнь родителей, незаметен в семье, школе, от проблем  и сложностей уходит в мир фантазий, невнимательны, рассеяны, не достигают больших результатов, учатся посредственно, чтобы не расстраивать близких. У ребенка развивается комплекс неполноценности. Ребенок глубоко страдает от одиночества, что впоследствии приводит к депрессии. С возрастом для компенсации дискомфорта, начинает прибегать к искусственной защите – курению, алкоголизации, наркотикам. Для этой категории людей свойственны суициды.

 Ответственный ребенок. Стараясь скрыть дезорганизацию в семье, принимает на себя ответственность за семью, теряя детство, рано утрачивает детскую непосредственность, становится серьезным, жертвует своими интересами ради покоя в семье. При внешне благополучном поведении ребенка, во взрослой жизни его ждут серьезные проблемы: трудности в установлении близких отношений, неудовлетворенность успехами, стремление к сверхконтролю всех обстоятельств, привычка жертвовать собой. Его ждет неудачное супружество, невротические расстройства, депрессии, соматические заболевания, вызванные длительным переживанием отрицательных эмоций. Не исключена и вероятность заболевания алкоголизмом.

 

 В  помощи специалистов нуждаются  не только дети,  но и родители-алкоголики.

Однако группы взаимопомощи для взрослых детей алкоголиков появились относительно недавно.

 

Многие дети алкоголиков имеют сходные текущие проблемы, истоки которых, к сожалению, находятся в их детстве:

  • страх быть покинутым, приводящий либо к зависимому поведению, либо к полной неспособности устанавливать эмоциональные отношения.
  • чувство собственной неполноценности, возникшее когда-то как результат неспособности влиять на поведение родителей.
  • выраженная потребность во внешнем одобрении, как следствие - чрезмерное стремление к успеху.
  • колоссальное чувство вины, порожденное ненавистью к родителю-алкоголику.
  • психология жертвы, при этом возникает невозможность взять на себя ответственность за собственную жизнь.
  • хаос в чувствах и многие другие проблемы.

Как мы видим, трудности, начавшиеся в детстве, способны проявляться и во взрослом возрасте, поэтому без помощи специалистов и серьезной психотерапевтической поддержки даже выросший ребенок алкоголика, скорее всего, обречен либо на повтор родительского сценария, либо на эмоционально опустошенную нестабильную жизнь. 

     Дети из семей алкоголиков могут вырасти вполне благополучными, если им  в детстве встретится человек, который поможет им по-другому взглянуть на мир. Этими людьми могут быть соседи, родственники, учителя. Но, к сожалению, такое встречается редко. Поэтому лучше не надеяться на случай, а последовательно оказывать детям из алкогольных семей психологическую помощь.

  

Материал подготовилb педагоги-психологи   Зарипова А.Х.

                                                           Любицкая Т.М.

16-12-2016, 11:33 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр