Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Постканикулярный период

«Деятельность психологической службы в социальной адаптации школьников

в постканикулярный период»

 

Шнерх И.А.,

директор МУ «ЦППМСП» г.Магнитогорска

Вахтина Л.Г.,

зам.директора МУ «ЦППМСП» г.Магнитогорска

Зинова У.А.,

психолог МУ «ЦППМСП» г.Магнитогорска,

кандидат психологических наук, член корр. МАПН

 

Начало учебного года после длительных летних каникул. Букеты, улыбки, радостные встречи с друзьями. Однако возбуждение первых дней занятий довольно быстро сменяется утомлением, разочарованием и раздражением. Детям приходится настраиваться на рабочий ритм: рано вставать, полдня сидеть на уроках, слушать учителя, отвечать, а затем делать домашние задания. А еще спортивная секция, иностранный язык, музыка. И все это вместо свободного времяпрепровождения. Поэтому возникает острая необходимость в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся, в постканикулярный период.

Смысл психолого-педагогического сопровождения обучающихся в постканикулярный период в школе состоит в том, чтобы сделать процесс социальной адаптации более эффективным.

Трудности социальной адаптации в постканикулярный период неизбежно возникают у всех обучающихся, в той или иной степени, однако в первую очередь в группу «риска» попадают обучающиеся первых, пятых, десятых классов, а также вновь прибывшие дети, дети оставшиеся на повторный год обучения, ослабленные, часто болеющие дети (их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше), а также дети из стран ближайшего зарубежья.

Каждая группа таких детей обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с индивидуальными, возрастными особенностями. Если у вновь прибывших детей, детей оставшиеся на повторный год обучения, детей из стран ближайшего зарубежья меняется социальное окружение (т.е. новый состав класса и учителей), то у обучающихся первых, пятых, десятых классов,  меняется еще и система деятельности (т.е. начинается новая ступень образования).

Не менее важным оказывается процесс социальной адаптации и для самого учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно организовать дифференцированное обучение, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.

Постканикулярный период — это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работаю­щих звеньев. Совместная деятельность педагога-психолога с классным руководителем, учителями предметниками, социальным  педагогом, медицинским работником, заместителем директора по воспитательной работе, родителями, является важнейшим условием социальной адаптации школьников в постканикулярный период.

Поэтому если педагоги и родители объединят свои усилия и обеспечат эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в образовательном учреждении, создадут ситуацию успеха, то это будет залогом оптимального течения адаптации школьников в постканикулярный период.

В совместной работе всеми субъектами взаимодействия должны определяться задачи, содержание необходимой помощи в постканикулярный период, для работы с конкретной категорией детей, с конкретным классом, с опорой на знания педагогики и психологии, результатов проведенных диагностических обследований.

Стратегия работы педагога-психолога заключается в необходимости создания условий для оптимальной социальной адаптации обучающихся и педагогов в постканикулярный период, развития психологически здоровой личности, способной к самореализации.

Формы и приемы работы в рамках психолого-педагогического сопровождения должны отличаться разнообразием. В связи с тем, что в группу «риска» попадает большое количество детей, широкое распространение должны получить именно групповые совместные формы работы с обучающимися, их родителями и  педагогами. Эта работа не должна носить спонтанный характер, она должна проводиться целенаправленно, систематично и целостно.

В соответствии с задачами можно выделить основные направления работы с учащимися их родителями и педагогам и в постканикулярный период:

  1. Фронтальная диагностика детей, с целью изучения социальной адаптации. Центр разработал и внедрил в образовательные учреждения города единый диагностический пакет для изучения социальной адаптации и психологического здоровья детей. На протяжении нескольких лет осуществляется мониторинг фронтальной диагностики обучающихся первых, пятых и десятых классов на предмет изучения социальной адаптации.
  2. Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности социальной адаптации в постканикулярный период;
  3. Индивидуальная и групповая консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, через проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, консультаций. Целесообразность данного направления работы состоит в том, чтобы включить родителей и педагогов в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс, довести до понимания родителей и педагогов, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям и насколько серьезные последствия он может спровоцировать;
  4. Профилактическая работа с учащимися, с целью оказания поддержки каждому ребенку, через проведение тренингов, практических занятий, часов общения;
  5. Одним из приоритетных направлений работы в адаптационный период является применение здоровьесберегающих технологий, направленных на решение приоритетной задачи современного  образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов образовательных отношений: детей, педагогов и родителей.
  6. Методическая деятельность, с целью обучения адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями, создания условий, способствующих повышению эмоционального комфорта, разработки рекомендаций для всех субъектов образовательной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению  в постканикулярный  период:

– раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

– разработка и применение индивидуальных мер коррекции;

– стимуляция потенциальных возможностей ребенка;

-  использование здоровьесберегающих технологий;

– осуществление профилактики неблагополучного развития детей.

 

  1. Аналитическая работа, с целью оценки эффективности проводимой психологической помощи детям в постканикулярный период и корректировки планов и программ.

 

Таким образом, значительное положительное влияние на адаптационный период оказывает его правильная организация, совместная деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения, администрации школы и всех участников образовательных отношений.

 

Наш центр с целью повышения психолого-педагогической компетентности берет на себя обязательство обучить педагогов-психологов, социальных педагогов в школе медиации, школе практической психологии и практической школе социального педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8-10-2017, 16:44 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр