Одарённый ребёнок в рамках стандартной школьной программы
(по материалам секции «Одарённый ребёнок» августовского совещания)
В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённой Президентом РФ от 03.04.2012 г сказано: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность».
В чём же источник трудностей одарённых детей в школьном обучении и в чём заключается помощь школьного психолога одарённым детям?
Три типа одаренности имеют прямое отношение к общеобразовательной школе.
Академическая одаренность представляет собой ярко выраженную способность учиться. Это помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получилось что-то большее, одной этой одаренности недостаточно.
Интеллектуальная одаренность - это умение думать, анализировать, сопоставлять факты. Обладатели такой одаренности - умники и умницы. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим - все зависит от их отношения к предмету и к преподавателю...
Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть. А вот уж кто редко бывает "удачником" - так это именно творческие дети. Их проблемы начинаются еще в школе, где они всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о "творческой личности".
Основная проблема в том, что для проявления и развития других разных видов одарённости необходимы условия и не всегда существующая структура образования может их предоставить.
Одарённость - это разноплановое, многогранное понятие. Развитие одарённости и её проявление происходит не только в школе. Дополнительное образование здесь играет очень важную роль. Сегодня разрабатывается большое количество программ для поддержки и обучения одарённых детей, последством проведения различных мероприятий (конкурсов, олимпиад, конференций) выявляют талантливых о способных детей.
Вне сферы внимания остаются как раз те дети, которые по причинам особенностей своего характера, тревожности или каких-то трудностей в общении не склонны участвовать в подобных мероприятиях. Необычность мышления одарённых, их творческий потенциал не всегда направлены в то русло, которое удобно школе. Из категории способного и одарённого ученик переходит в категорию неудобного и неуправляемого. Усилие учителей как раз должно быть направлено на поиск этих детей, чья одарённость не раскрыта. В этом поиске должны участвовать и психологи, и педагоги дополнительного образования, и родители.
Если ребёнок слабо начинает учиться в начальной школе - ещё не показатель его неупешности в дальнейшем. Зачастую его неупешность продиктована физиологической неготовностью, слабо развитой моторикой. Одному ребёнку снять установку «Я — неудачник» очень трудно без поддержки грамотного педагога. Один из показателей профессионализма учителя - умение перестраиваться и улавливать в ребёнке изменения, видеть в каждом ребёнке потенциал.
Существует и другая сторона медали: когда в первый класс приводят детей изучивших всю программу с родителями или на курсах подготовки к школе. Конечно, такой ребёнок становится лидером в учёбе. Этакая «натасканность» на знания. Проблемы у таких детей начинаются с повышением трудности заданий, когда их запас знаний истощается.
Одарённые дети часто больше склонны к самостоятельному поиску информации, поэтому исследования и проекты – для них. Возможно, в академических успехах они будут не столь заметны, но в процессе выполнения какого-то проекта они себя покажут.
Необходима ли одарённым детям психологическая поддержка? У одарённых и высоко одарённых детей наблюдаются особенности характера – перфекционизм, трудности взаимоотношений со сверстниками.
Всё зависит от типа одарённости и от той среды, в которой он живёт: есть ли там специалисты, готовые с ним работать, есть ли психолог, есть ли учителя-предметники.
Поэтому система сопровождения должна включать практически всю школу и весь спектр учреждений дополнительного образования. Психолог в школе может провести ряд семинаров для педагогов. Просвещение родителей по теме одарённости и развития способностей ребёнка можно организовать через сайт школы или сетевой город. Там же можно предложить опросник для родителей по выявлению одарённости. Наиболее частые вопросы, с которыми обращаются родители одарённых детей:
- ребёнок мотивирован на развитие своих способностей в какой-либо сфере, а родители не видят перспективы этой профессии в будущем. Возникает конфликт, в результате которого страдают обе стороны;
- родители обвиняют творчески одаренного ребёнка в лени, обеспокоены его отношением к учёбе, переживают за его будущее. Исследования психологов показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость;
- увлечённость техникой и конструированием родители не считают серьёзным занятием, хотя именно оно помогло бы мотивировать ребенка и повысить его самооценку. Школе, как правило, больше подходят научно одарённые дети, и в основном школа будет работать с ними. Для остальных есть дополнительное образование. Задача взрослых– сориентировать.
- родители обеспокоены тем, что ребёнок, который учился на пятёрки в начальной школе съезжает на тройки. Иногда это связано с тем, что способные дети не учатся прилагать усилия, выезжают на старых знаниях. Они привыкают к тому, что у них всегда всё получается как будто бы само собой. А когда запас знаний заканчивается, начинаются проблемы: ребёнок злится, его успеваемость падает, уровень невротизации растет. Концепция выявления и поддержки талантливых детей и молодёжи подразумевает отсутствие избирательного подхода. Не стоит вешать на ребёнка ярлык одарённого.
Школа для того и существует, чтобы помочь ребенку, потом подростку, юноше развить в себе способности к самоактуализации. Главным образом создать психологические условия, чтобы ребенок был готов к самостоятельной работе.
Как говорит Виктория Соломоновна Юркевич, сотрудник Психологического института РАО, специалист по проблеме способностей: «Учиться должно быть не только интересно, но и трудно, ребенок должен испытывать умственное напряжение, у него постоянно должны тренироваться "мускулы воли" - только в таких условиях будут развиваться способности и характер ребенка. Такого рода "дискомфорт" должен, в конечном итоге, приносить радость ребенку, стать ему привычным и даже необходимым. Радость преодоления трудностей, радость победы над собой (пусть при этом победой будет всего лишь решение нудного примера длиной в километр) - это и есть подготовка одаренного ребенка к жизни. Работа с одаренными - далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд. Правда, необыкновенно интересный. Одаренные дети не ангелочки, а беспокойные, иногда почти невыносимо "вредные" дети. Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот — особенные...» .
При подготовке материала использованы сайты:
festival@1september.ru
http://pravdasevera.ru/-j6k0x6aa
Азиева А.Р.Педагог-психолог высшей категории