Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Психологический инструментарий

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

 

«Все человеческое поведение может быть так или иначе представлено на языке аналогий или метафор разного уровня абстрагирования»

 Клу Маданес, семейный терапевт

      

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и молодёжь семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является общее среднее образование.

Для подросткового возраста характерно противоречие между острой потребностью в самопознании и неспособностью адекватно реализовать ее, следствием чего является снижение уровня адекватности, устойчивости самооценки, стабильности развития Я - образа. Это объясняет  необходимость психолого-педагогической помощи подросткам в постановке целей и осознании условий для их дальнейшего достижения.

 В деятельности педагога-психолога по оказанию помощи подросткам в развитии ценностных ориентаций и постановки жизненных целей используется индивидуальное консультирование, позволяющее подростку максимально раскрыться, понять свои проблемы и найти внутренние ресурсы для их разрешения, а также  работа в группе социально-психологического тренинга, которая способствует развитию процессов познания других и себя.

На протяжении последних пяти лет в отечественной практической психологии все более популярным психологическим инструментом,        помогающим эффективной работе с детьми и взрослыми, в том числе и по развитию ценностных ориентаций, постановки жизненных целей и самопознания личности являются метафорические ассоциативные карты (МАК) - картинки без закрепленных стойких значений и интерпретаций, которые позволяют в очень сжатые сроки получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом.

  Актуальность использования данных карт в работе психолога связана со стремлением применять экспресс-методы и инструменты индивидуальной и групповой работы с детьми, обладающие высокой степенью экологичности, помогающих эффективно решать как диагностические, так и терапевтические задачи.

   Кроме этого, многие ученые отмечают, что использование этого психологического инструмента предоставляет возможность одновременно работать с эмоциональной, ментальной и телесной сферами клиента, создавая безопасную обстановку взаимодействия и свободного, безоценочного обмена мыслями.

Сегодня метафорические ассоциативные карты успешно используются в психологической консультативной работе не только в России, но и в других странах.

В своей работе с подростками по развитию самопознания с помощью немецких, израильских, украинских, российских, норвежских метафорических наборов (колод) ассоциативных карт мы опираемся на следующие уровни погружения, связанные со стадиями консультативного процесса, выделенные украинскими психологами Г.В. Поповой и Н.Э. Милорадовой: осмысление картинки (идентификация образов); узнавание в образах соответствующих проблем (диссоциированная идентификация проблем); осмысление проблем, их частей, причин, возможных путей разрешения на метафорическом уровне (структурирование и осмысление личных проблем); перенос результата метафорической работы в жизнь (принятие решения на реальном жизненном уровне). Такое решение часто возникает неожиданно (казалось бы, говорили на отвлеченные темы по поводу картинок), воспринимается как магическое послание бессознательного, как озарение – внезапный инсайт. В свою очередь механизмом идентификации выступают ассоциации, которые возникают у подростка при рассматривании картинки.

В своей статье мы предлагаем педагогам-психологам несколько наиболее простых и эффективных в использовании техник в работе с подростками по формированию ценностных ориентаций, целеполаганию и самопознанию.

Техника «Три карты» (8 вариантов).

(Для работы можно использовать любую колоду).

Подростком, задаётся четко-сформулированный вопрос, исходя из проблемы обращения (психолог ориентирует, на формулирование вопроса, но не задает его от лица подростка). В закрытую ребенок достаёт 3 карты и через ассоциации вместе с психологом анализирует каждую карту, находя ответы на свой вопрос.

Варианты работы:

1)1. Прошлое; 2. Настоящее; 3. Будущее.

2)1. Чувства; 2. Идеи; 3. Действия.

3)1. Проблема; 2. Источник проблемы; 3. Выход из проблемы (путь).

4)1. Сущность трудностей; 2. Перспектива решения; 3. Виды решения.

5)1. Сущность ситуации; 2. Действия во вред; 3. Действия на пользу.

6)1. Предпочитаемая цель; 2. Что препятствует её достижению; 3. Что ускорит её приближение.

7)1. Моё положение сейчас; 2. Что будет происходить, если….; 3. Совет – выход.

8)1. Что станет происходить; 2. Как станет происходить; 3. Как поступить.

Техника работы с метафорическими картами "Незаконченные предложения", автор Елена Воробьёва:

"Иногда чувствуешь, что необходимо сфокусироваться на настоящем моменте и проранжировать дела по важности, ценности, срокам, обозначить точку отсчёта, определить координаты, вытащить из сундука спрятанное и забытое, утвердиться в выбранном.

Закрытым способом достаём карты, которые будут продолжением предложения:

Самое трудное сейчас...

Хочу научиться...

Надеюсь на...

Сейчас для меня важнее всего…

Сколько ни стараюсь...

Я хочу…

Моя слабость сейчас в...

В первую очередь мне нужно сделать…

Я хочу закончить...

Думаю, что...

Я хочу поразмышлять...

Хочу назвать то, что свербит и беспокоит...

Думаю, что я достаточно способен, чтобы...

Хочу начать...

Сейчас мне не хватает...

Ищу ключ к...

Моя сила сейчас в...

Я уверен, что у меня достаточно сил и способностей...

и т.д., в общем, что актуально сейчас.

Карты, как всегда, интерпретируются свободно, буквально дословно или образно. То, что мы видим на изображении, может также являться символом, метафорой. Простой и незамысловатый, на первый взгляд, сюжет может подтолкнуть к судьбоносному открытию, а из сложного, насыщенного, "вытащим" что-то одно...

Помните, что с выбранной картой можно не только соглашаться, но и спорить".

Итак, главным инструментом работы с картами являются определенные коммуникативные техники: побуждение «разговора с картой», уточнение, перефразирование, выслушивание, резюмирование, вопросы различного типа в зависимости от стадии погружения в консультативный процесс.

Результаты работы психологов-практиков показывают, что в  консультативном процессе с помощью метафорических ассоциативных карт в работе с подростками достигаются такие эффекты: установление доверия; актуализация переживаний подростка; его самораскрытие; установление контакта с внутренними частями личности; исследование его ценностей и мотивов; обнаружение вытесненного материала; инсайт, рефрейминг, структурирование проблемы; поиск путей решения и ресурсов; обогащение личных смыслов; расширение картины мира; получение метафорической обратной связи.

 Таким образом, в настоящее время метафорические ассоциативные карты являются психологически обоснованным инструментом помощи подросткам и с успехом применяются по развитию их ценностных ориентаций, самопознания и целеполагания.

  

Литература:

  1. Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 222 с. –с.44.
  2. Кац Г. Е.  Мухаматулина Метафорические карты: Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
  3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений ср. проф. Образования, обучающихся в педагогических училищах и колледжах. – М.: Academia, 2002.
  4. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 128 с.
  5. Попова Г.В. Алгоритмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании / Г.В. Попова, Н.Э. Милорадова // Актуальні напрямки сучасної практичної психології і психотерапії: матеріали міжнародної науково-практичної конференції. — Х.: ХНУВС, 2013. — С. 57-60.
  6. Степанова Л. Метафорические ассоциативные карты: теоретические основания. http://www.b17.ru/article/metaphorical_association_cards_the_new/
  7. Фельдман И.Л. Личностное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования. Монография. -  Тула: изд-во ТулГУ, 2014. –191 с. 

Материал подготовил:  Зинова У.А.,

                                  кандидат психологических наук,

                                  Член-корр. МАПН

14-10-2018, 23:32 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр