Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




В помощь педагогу-психологу

Психологическая помощь для родителей первоклассников.

 

            С началом нового учебного года мы, педагоги-психологи, планируем выступления на родительских собраниях на тему психологической адаптации ребёнка к школе для родителей первоклассников а также адаптации к среднему звену для родителей пятиклассников. Нам важно рассказать родителям о некоторых психологических особенностях детей, познакомить их с основными показателями благоприятной психологической адаптации ребёнка, предупредить риск возникновения школьной дезадаптации и трудностей обучения. Но зачастую вне зоны внимания остаётся проблема психологической адаптации к школе самих родителей. Восприятии ими своей новой социальной роли и вхождение в новые изменившиеся условия. Речь идёт не только о тех мамах и папах, которые впервые стали родителями школьников. Нередко мамы со стажем также испытывают стресс и неопределенность, отдавая малыша в школу. Объясняется это тем, что мы живём в быстро меняющемся нестабильном мире и те условия, при которых отдавали в школу первых детей могут совсем не совпадать с реальными, настоящими. Меняются и родители. Приоритеты, которые ставила мама 10 лет назад, отдавая в школу старшего ребёнка могут измениться. 

            С началом сентября практически в любой школе мы можем увидеть взволнованных родителей. На их лицах тревога, озабоченность, суетливый взгляд, а иногда просто раздражение, желание идти в бой и отвоёвывать у школы право на справедливое решение вопроса. Вот чья-то мама перешагивает через турникет, не обращая внимания на замечание вахтёра, чтобы помочь своему малышу расстегнуть куртку или завязать шнурки.  В соседнем классе почти все родители подошли к учителю с просьбой посадить ребёнка за первую парту. Аргументы у всех бесспорные: плохо видит, низкого роста, часто отвлекается. В состоянии стресса родителям трудно понять, что в классе только три первых парты и соответственно 6 мест, все 30 детей туда явно не поместятся. С развитием новых технологий скорость обмена информацией увеличивается в геометрической прогрессии. Сегодня уже каждая мама участница группы родителей класса в Вайбер, созданной для удобства родителей. Здесь и домашнее задание для тех, кто его по каким-то причинам не знает и важные объявления от учителя, и обсуждение насущных вопросов. В день мама может получить до 30-40 сообщений, многие из которых её вообще не касаются. В обсуждение какого-то частного конкретного вопроса включаются все родители класса, при этом иногда случается так, что срабатывает механизм эмоционального заражения и здесь «раздувание из мухи слона» неизбежно. В публичной группе соцсетей с началом учебного года также появляется немало гневных постов про  учителей, школу, одноклассников ребёнка. Конечно, конфликты в школе неизбежны. Долю родительского напряжения может снять работа школьного психолога с родителями. Прежде всего, это просветительская работа по профилактике родительского стресса. Родителям первоклассников важно объяснить, что счастливый ребёнок бывает только у счастливой мамы и если хочется спокойной учёбы и тёплых отношений, нужно начинать с себя. Предлагаю некоторые рекомендации, которые можно предложить родителям и педагогам.

1.Каждый ребёнок индивидуален, жестких норм одинаковых для всех не существует. Как говорит психолингвист, нейропсихолог, профессор СПБГУ Татьяна Черниговская: «…одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту». Если родитель принимает этот факт, то само по себе принятие ребёнка таким, какой он есть уже снимает некоторую долю напряжения.

  1. Сравнение. Мы часто говорим, что нельзя сравнивать детей. Сравнение, если оно не в пользу ребёнка, часто становится источником психологической травмы. Но тем не менее наш мозг устроен так, что функция сравнения необходимый психологический процесс, благодаря которому мы познаём мир. Важно научиться сравнивать не в ущерб собственной самооценке и если получится у родителей, дети научатся этому автоматически. Превратить функцию сравнения в ресурс для себя и ребёнка, сравнивая свои настоящие успехи с прошлыми, а не с чужими. Сегодня мой сын получил тройку, но ведь ещё недавно он совсем не умел решать такие задачи. Что я могу сделать, чтобы улучшить результат. Можно предложить родителям использовать технику «зато». Моего ребёнка не посадили на первую парту, зато он сидит возле окна, а так как он визуал, ему необходимо иногда видеть картинку за окном для лучшего усвоения материала.
  2. Родительский перфекционизм. Больше, лучше, сильнее. В последнее время часто встречается такое явление у родителей. В большинстве случаев перфекционизм связан с детским опытом родителей, которые в школе были отличниками и испытывали сильное нервное напряжение, поэтому не представляют себе процесс обучения без психологического прессинга. «Достаточно хорошо» - такая фраза, сказанная в момент, когда перфекционизм взял верх, помогает многим родителям снизить тревогу.
  3. Возьмите на вооружение факты нейронауки, которые ставят под сомнение некоторые педагогические установки. Самая частая жалоба учителей и родителей на учеников — это невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость. Вместе с тем, перерывы и отвлечения важная стратегия учения. По мнению вышеупомянутой Татьяны Черниговской «...Забывание, отвлечение, перерывы и сон являются не помехой во владении каким-то материалом, который вы должны выучить, а помощью. Когда говорят- ты отвлекаешься, поэтому не можешь выучить ничего- отвлекается и слава богу! Самое лучшее, что мы можем для себя сделать, это быстро что-то выучить и спать лечь. Потому что перевод того, что к нам в мозг попало в нужный отдел мозга, из которого вы сможете это вынуть, - ведь мало запомнить, нужно вынуть, вынуть нельзя, не вынимается, - для того, чтобы вынуть, нужно спать лечь. Это доказанная вещь. Там происходит работа, которая переводит полученные вами знания из гиппокампа в передние зоны мозга, откуда вы их сможете изъять. ...Кроме того, отвлечение - это хорошая вещь. Если он (ребёнок) хочет или вы хотите лежать вверх ногами на полу и при этом пожирать килограммы конфет - на здоровье. Какая разница, где он будет учить ? Почему он должен сидеть-то прямо за столом. Это индивидуальные вещи: одному нужно, чтобы была музыка, другому нужно, чтоб только ее не было. ... Если ваш мозг организован так, что ему нравится работать так, да на здоровье! Перерывы обязательно должны быть.”
  4. Родителям будет полезно познакомиться с психотерапевтической техникой «3 позиции». Оно помогает увидеть конфликтную ситуацию глазами другого человека. (описана в книге Анны Быковой «Секреты спокойствия «Счастливой мамы»»). Конфликтную ситуацию рассматриваем со своей позиции, с позиции другого человека и с позиции стороннего наблюдателя. Из нейтральной позиции легче всего увидеть и удовлетворить потребности обеих сторон.
  5. Создайте свой банк семейных счастливых воспоминаний. Для каждого он будет выглядеть по-разному. Это может быть коробочка радостных дел, куда будут записываться на маленькие бумажечки хорошие события за день, фотоколлаж на стене. В том случае, если отношения осложнены негативными эмоциями и родители стали замечать что слишком часто критикуют ребёнка, можно взять прозрачную баночку и складывать туда камушки или бусинки по количеству добрых дел, которые сделал ребёнок за день. Такие техники позволяют родителям по-новому взглянуть на многие вещи, а положительные эмоции снижают тревогу.

На родительском собрании психолог может дать интересные рисуночные тесты и опросники для самих родителей, которые помогут определить их эмоциональное состояние, дадут возможность посмеяться, снять напряжение. Можно отметить и поздравить тех родителей, которые впервые привели детей в школу. Обязательно распечатать график работы и контакты школьного психолога. Если родители будут знать, что в случае возникновения каких-то проблем им всегда рады помочь и выслушать, то многих конфликтов можно будет избежать на стадии зарождения. 

 

Материал подготовлен педагогом-психологом  МУ «ЦППМСП»  Азиевой А.Р.

15-09-2019, 21:42 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр