Основные направления и виды деятельности специалистов психолого-медико-педагогической комиссии по сопровождению детей с ОВЗ.
В последние годы развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. Психолого-медико педагогическая комиссия (ПМПК) является важнейшим звеном в системе специального образования в обучении детей с ограниченными возможностями.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи.
- ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г.
- № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 2014г. №01/264 О деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на территории Челябинской области.
Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья является создание специальных условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей. Приоритетным направлением этой деятельности является выявление проблем в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения в школе.
Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования — деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных учреждения (ПМПк).
ПМПК создана в целях:
- своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении,
- проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования,
- подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания
ПМПК дает рекомендации по:
- определению формы получения образования,
- образовательной программы, которую ребенок может освоить,
- форм и методов психолого-медико-педагогической помощи,
- созданию специальных условий для получения образования.
Психолого-медико-педагогическая комиссия в городе Магнитогорске осуществляет работу в следующих направлениях:
- экспертно-диагностическое;
- консультативно-методическое;
- сопровождение участников образовательного процесса;
- повышение научно-теоретического мастерства специалистов ПМПК.
Экспертно-диагностическое направление включает:
Обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Консультативно-методическое направление.
1.Выявление, психолого-педагогическое изучение, оценку трудностей и потенциальных возможностей развития детей в возрасте до 18 лет, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития, имеют признаки риска возникновения трудностей познавательной деятельности и поведения.
2.Консультирование родителей (лиц, их заменяющих) педагогических работников по вопросам обучения, воспитания и социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь детей с отклонениями в психофизическом развитии. Специалистами ПМПК города Магнитогорска подготовлены материалы тематических консультации для родителей посвященные актуальным проблемам развития, воспитания и обучения детей, оказание помощи семье, которые выкладываются на сайте «Центр диагностики и консультирования».
3.Оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных учебных заведений по вопросам инклюзивного (интегрированного) обучения и создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей и получения качественного образования детьми с особыми потребностями.
4.Организация индивидуальной коррекционно-развивающей помощи детям, требующим коррекции психофизического развития и подбор соответствующих программ обучения этой категории детей.
5.Участие в составлении индивидуальной программы реабилитации детей с инвалидностью. В рамках оказания консультативной помощи для разработки индивидуальных программ, в режиме работы «Родительской школы» семьям, воспитывающих детей-инвалидов с ОВЗ, после обследования родителям каждого ребенка предлагались разработанные методические рекомендации, давались инструкции по их применению; всем родителям предлагалась помощь психологов.
6.Сотрудничество со школьными психолого-медико-педагогическими комиссиями специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов).
7.Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития, в том числе с инвалидностью.
8.Привлечение родителей (лиц, их заменяющих) к участию в реабилитационном процессе путем их участия в проведении коррекционно-развивающих занятий, предоставление методических рекомендаций относительно развития их детей. Дети-инвалиды получают дополнительную коррекционную помощь (по запросу родителей) в ПМПК. Эта помощь направлена на создание и поддержку адекватной психо-эмоциональной обстановки в семье, в формировании и развитии компетенции родителей в области воспитания и развития детей-инвалидов.
9. Направление их в специальные дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, учреждения системы труда и социальной защиты населения.
10.Просветительскую деятельность среди населения в целях профилактики возникновения нарушений психического развития детей, трудностей в обучении и в формировании личности.
Сопровождение участников образовательного процесса.
Функция сопровождения - одна из важнейших функций ПМПК и включает контроль динамики развития и эффективности рекомендаций ПМПК детям и подросткам, прошедших обследование на ПМПК, посредством взаимодействия с консилиумами ОУ и С(к)ОУ.
Сопровождение включает следующие направления работы:
1.Разработка программно-методического обеспечения и реализации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
2.Обеспечение консультативно-методической поддержки специалистов ОУ(в т.ч. консилиумов образовательных учреждений)для постоянного развития профессионального уровня и совершенствования системы сопровождения образовательного процесса.
3.Отслеживание эффективности рекомендаций ПМПК для детей, прошедших обследование на ПМПК, динамики и качества освоения рекомендованной программы обучения детьми с контрольным сроком обучения ( в т.ч. детей с пограничным интеллектуальным состоянием, обучающихся в условиях КДГ).
4.Выявление школьников с дезадаптацией, помощь специалистам ОУ, родителям и учащимся по преодолению школьной дезадаптации.
Повышение профессионального мастерства специалистов ПМПК.
Для специалистов ПМПК г. Магнитогорска являются актуальными следующие направления работы:
1.Своевременное (в том числе - раннее) выявление проблем ребенка и достоверная диагностика с целью выбора или уточнения адекватного образовательного маршрута с учетом психофизических возможностей ребенка (в том числе – ребенка инвалида);
2.Развитие и совершенствование системы сопровождения ребенка с целью повышения качества психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
3.Расширение и совершенствование консультативно-методической помощи всем участникам образовательного процесса.
Высокий уровень профессионализма и личные качества специалистов ПМПК, четкий регламент работы обеспечивают успешность решения поставленных задач.
Повышению профессионального мастерства специалистов ПМПК способствовали:
- Работа постоянного спецсеминара «Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ».
- Анализ развития нормативно-правового обеспечения деятельности ПМПК через работу творческой группы «Анализ и направления совершенствования нормативно-правовых документов деятельности ПМПК».
- Работа по развитию программно-методического обеспечения психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов через продолжения работы творческой группы по теме: «Комплексное сопровождение семьи ребенка-инвалида».
- Работа по самообразованию.
Специалисты ПМПК приняли участие в 5 Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС общего образования: проблемы и перспективы».
С.В.Бутович