Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2021 (2)
Март 2021 (20)
Февраль 2021 (12)
Январь 2021 (8)
Декабрь 2020 (23)
Ноябрь 2020 (9)



Сопровождение детей с ОВЗ

 Основные направления и виды деятельности специалистов психолого-медико-педагогической  комиссии  по сопровождению детей с ОВЗ.

В последние годы развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. Психолого-медико педагогическая комиссия (ПМПК) является важнейшим звеном в системе специального образования в обучении детей с ограниченными возможностями.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи.

  • ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г.
  • № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 2014г. №01/264 О деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на территории Челябинской области.

Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья  является создание специальных условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей. Приоритетным направлением этой деятельности является выявление проблем в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения в школе.

Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования — деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных учреждения (ПМПк).

ПМПК создана в целях:

  • своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении,
  • проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования,
  • подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания

ПМПК дает рекомендации  по:

  • определению формы получения образования,
  • образовательной программы, которую ребенок может освоить,
  • форм и методов психолого-медико-педагогической помощи,
  • созданию специальных условий для получения образования.

Психолого-медико-педагогическая комиссия в городе Магнитогорске осуществляет работу в следующих направлениях:

  • экспертно-диагностическое;
  • консультативно-методическое;
  • сопровождение участников образовательного процесса;
  • повышение научно-теоретического мастерства специалистов ПМПК.

Экспертно-диагностическое направление включает:

Обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

 

Консультативно-методическое направление.

1.Выявление, психолого-педагогическое изучение, оценку трудностей и потенциальных возможностей развития детей в возрасте до 18 лет, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития, имеют признаки риска возникновения трудностей познавательной деятельности и поведения.

2.Консультирование родителей (лиц, их заменяющих) педагогических работников  по вопросам обучения,  воспитания и социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь детей с отклонениями в психофизическом развитии. Специалистами ПМПК города Магнитогорска подготовлены материалы  тематических консультации для родителей посвященные актуальным проблемам развития, воспитания и обучения детей, оказание помощи семье, которые выкладываются на сайте «Центр диагностики и консультирования».

3.Оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных учебных заведений по вопросам инклюзивного (интегрированного) обучения и создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей и получения качественного образования детьми с особыми потребностями.

4.Организация индивидуальной коррекционно-развивающей помощи детям, требующим коррекции психофизического развития и подбор соответствующих программ обучения этой категории детей.

5.Участие в составлении индивидуальной программы реабилитации детей  с инвалидностью. В рамках оказания консультативной помощи для разработки индивидуальных программ, в режиме работы «Родительской школы» семьям, воспитывающих детей-инвалидов с ОВЗ, после обследования родителям каждого ребенка предлагались разработанные методические рекомендации, давались инструкции по их применению; всем родителям предлагалась помощь психологов.

6.Сотрудничество со школьными психолого-медико-педагогическими комиссиями специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов).

7.Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития, в том числе с инвалидностью.

8.Привлечение родителей (лиц, их заменяющих) к участию в реабилитационном процессе путем их участия в проведении коррекционно-развивающих занятий, предоставление методических рекомендаций относительно развития их детей. Дети-инвалиды получают дополнительную коррекционную помощь (по запросу родителей) в ПМПК. Эта помощь направлена на создание и  поддержку адекватной психо-эмоциональной обстановки в семье, в формировании и развитии компетенции родителей в области воспитания и развития детей-инвалидов.

9. Направление их в специальные дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, учреждения системы труда и социальной защиты населения.

10.Просветительскую деятельность среди населения в целях профилактики возникновения нарушений психического развития детей, трудностей в обучении и в формировании личности.

 Сопровождение участников образовательного  процесса.

 Функция  сопровождения - одна из важнейших функций ПМПК и включает контроль динамики развития и эффективности рекомендаций ПМПК детям и подросткам, прошедших обследование на ПМПК, посредством взаимодействия  с консилиумами ОУ и С(к)ОУ.

Сопровождение включает следующие направления работы:

1.Разработка программно-методического обеспечения и реализации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

2.Обеспечение консультативно-методической поддержки специалистов ОУ(в т.ч. консилиумов образовательных учреждений)для постоянного развития профессионального уровня и совершенствования системы сопровождения образовательного процесса.

3.Отслеживание эффективности рекомендаций ПМПК для детей, прошедших обследование на ПМПК, динамики и качества освоения рекомендованной программы обучения детьми с контрольным сроком обучения ( в т.ч. детей с пограничным интеллектуальным состоянием, обучающихся в условиях КДГ).

4.Выявление школьников с дезадаптацией, помощь специалистам ОУ, родителям и учащимся по преодолению школьной  дезадаптации.

Повышение профессионального мастерства специалистов ПМПК. 

Для специалистов ПМПК г. Магнитогорска являются актуальными следующие направления работы:

1.Своевременное (в том числе - раннее) выявление проблем ребенка и достоверная диагностика с целью выбора или уточнения адекватного образовательного маршрута с учетом психофизических возможностей ребенка (в том числе – ребенка инвалида);

2.Развитие и совершенствование системы сопровождения ребенка с целью повышения качества психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;

3.Расширение и совершенствование консультативно-методической помощи всем участникам образовательного процесса.

  Высокий уровень профессионализма и личные качества специалистов ПМПК, четкий регламент работы обеспечивают успешность решения поставленных задач.

Повышению профессионального мастерства специалистов ПМПК способствовали:

  • Работа постоянного спецсеминара «Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ».
  • Анализ развития нормативно-правового обеспечения деятельности ПМПК через работу творческой группы «Анализ и направления совершенствования нормативно-правовых документов деятельности ПМПК».
  • Работа по развитию программно-методического обеспечения психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов через продолжения работы творческой группы по теме: «Комплексное сопровождение семьи ребенка-инвалида».
  • Работа по самообразованию.

Специалисты ПМПК  приняли участие в 5 Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС общего образования: проблемы и перспективы».

С.В.Бутович   

22-11-2015, 21:17 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр