Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Сопровождение детей с ОВЗ

 Основные направления и виды деятельности специалистов психолого-медико-педагогической  комиссии  по сопровождению детей с ОВЗ.

В последние годы развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. Психолого-медико педагогическая комиссия (ПМПК) является важнейшим звеном в системе специального образования в обучении детей с ограниченными возможностями.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи.

  • ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г.
  • № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 2014г. №01/264 О деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на территории Челябинской области.

Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья  является создание специальных условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей. Приоритетным направлением этой деятельности является выявление проблем в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения в школе.

Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования — деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных учреждения (ПМПк).

ПМПК создана в целях:

  • своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении,
  • проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования,
  • подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания

ПМПК дает рекомендации  по:

  • определению формы получения образования,
  • образовательной программы, которую ребенок может освоить,
  • форм и методов психолого-медико-педагогической помощи,
  • созданию специальных условий для получения образования.

Психолого-медико-педагогическая комиссия в городе Магнитогорске осуществляет работу в следующих направлениях:

  • экспертно-диагностическое;
  • консультативно-методическое;
  • сопровождение участников образовательного процесса;
  • повышение научно-теоретического мастерства специалистов ПМПК.

Экспертно-диагностическое направление включает:

Обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

В городе Магнитогорске в 2013 календарном году было обследовано на ПМПК  1206 детей школьного возраста.

Из них дети с ограниченными возможностями здоровья-636

- с нарушением интеллекта - 108 детей;

-задержкой психического развития - 420 детей;

-дети с сенсорными нарушениями - 108 детей.

 Из них:

 1- 2 вида - 15 детей,

3 - 4 вида - 42 ребенка

5 вид – 25 детей

6 вида - 26 детей

В городе Магнитогорске действуют 6 специальных (коррекционных) учреждений (из них 3 школы-интерната) и 4 школы со специальными коррекционными классами.

Консультативно-методическое направление.

1.Выявление, психолого-педагогическое изучение, оценку трудностей и потенциальных возможностей развития детей в возрасте до 18 лет, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития, имеют признаки риска возникновения трудностей познавательной деятельности и поведения.

2.Консультирование родителей (лиц, их заменяющих) педагогических работников  по вопросам обучения,  воспитания и социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь детей с отклонениями в психофизическом развитии. Специалистами ПМПК города Магнитогорска подготовлены материалы  тематических консультации для родителей посвященные актуальным проблемам развития, воспитания и обучения детей, оказание помощи семье, которые выкладываются на сайте «Центр диагностики и консультирования».

3.Оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных учебных заведений по вопросам инклюзивного (интегрированного) обучения и создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей и получения качественного образования детьми с особыми потребностями.

4.Организация индивидуальной коррекционно-развивающей помощи детям, требующим коррекции психофизического развития и подбор соответствующих программ обучения этой категории детей.

5.Участие в составлении индивидуальной программы реабилитации детей  с инвалидностью. В рамках оказания консультативной помощи для разработки индивидуальных программ, в режиме работы «Родительской школы» семьям, воспитывающих детей-инвалидов с ОВЗ, после обследования родителям каждого ребенка предлагались разработанные методические рекомендации, давались инструкции по их применению; всем родителям предлагалась помощь психологов.

6.Сотрудничество со школьными психолого-медико-педагогическими комиссиями специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов).

7.Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития, в том числе с инвалидностью.

В 2013году на ПМПК всего было осмотрено 110 детей-инвалидов из них 79 школьников,31 дошкольника.

8.Привлечение родителей (лиц, их заменяющих) к участию в реабилитационном процессе путем их участия в проведении коррекционно-развивающих занятий, предоставление методических рекомендаций относительно развития их детей. Дети-инвалиды получают дополнительную коррекционную помощь (по запросу родителей) в ПМПК. Эта помощь направлена на создание и  поддержку адекватной психо-эмоциональной обстановки в семье, в формировании и развитии компетенции родителей в области воспитания и развития детей-инвалидов.

9. Направление их в специальные дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, учреждения системы труда и социальной защиты населения.

10.Просветительскую деятельность среди населения в целях профилактики возникновения нарушений психического развития детей, трудностей в обучении и в формировании личности.

 Сопровождение участников образовательного  процесса.

 Функция  сопровождения - одна из важнейших функций ПМПК и включает контроль динамики развития и эффективности рекомендаций ПМПК детям и подросткам, прошедших обследование на ПМПК, посредством взаимодействия  с консилиумами ОУ и С(к)ОУ.

Сопровождение включает следующие направления работы:

1.Разработка программно-методического обеспечения и реализации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

2.Обеспечение консультативно-методической поддержки специалистов ОУ(в т.ч. консилиумов образовательных учреждений)для постоянного развития профессионального уровня и совершенствования системы сопровождения образовательного процесса.

3.Отслеживание эффективности рекомендаций ПМПК для детей, прошедших обследование на ПМПК, динамики и качества освоения рекомендованной программы обучения детьми с контрольным сроком обучения ( в т.ч. детей с пограничным интеллектуальным состоянием, обучающихся в условиях КДГ).

4.Выявление школьников с дезадаптацией, помощь специалистам ОУ, родителям и учащимся по преодолению школьной  дезадаптации.

Повышение профессионального мастерства специалистов ПМПК.

 Всего в ПМПК работает 25 специалистов: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, тифлопедагог, сурдопедагог, социальный педагог, врач-психиатр, офтальмолог, отоларинголог, невролог, педиатр.

Для специалистов ПМПК г. Магнитогорска являются актуальными следующие направления работы:

1.Своевременное (в том числе - раннее) выявление проблем ребенка и достоверная диагностика с целью выбора или уточнения адекватного образовательного маршрута с учетом психофизических возможностей ребенка (в том числе – ребенка инвалида);

2.Развитие и совершенствование системы сопровождения ребенка с целью повышения качества психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;

3.Расширение и совершенствование консультативно-методической помощи всем участникам образовательного процесса.

  Высокий уровень профессионализма и личные качества специалистов ПМПК, четкий регламент работы обеспечивают успешность решения поставленных задач.

Повышению профессионального мастерства специалистов ПМПК способствовали:

  • Работа постоянного спецсеминара «Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ».
  • Анализ развития нормативно-правового обеспечения деятельности ПМПК через работу творческой группы «Анализ и направления совершенствования нормативно-правовых документов деятельности ПМПК».
  • Работа по развитию программно-методического обеспечения психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов через продолжения работы творческой группы по теме: «Комплексное сопровождение семьи ребенка-инвалида».
  • Работа по самообразованию.

Специалисты ПМПК  приняли участие в 5 Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС общего образования: проблемы и перспективы».

С.В.Бутович   

22-11-2015, 21:17 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр