Звуковое несовершенство детской речи.
Каждый родитель с особой внимательностью относится к развитию своих детей. Особенно много переживаний появляется в случае, когда речь детей недостаточно ясна и чиста по звучанию. О звуковом несовершенстве детской речи будем разбираться в данной статье.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Есть несколько причин: артикуляционный аппарат у детей младшего дошкольного возраста ещё очень слаб (недостаточно развиты или несформированы основные движения органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти); недостаточная сформированность способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Все дети индивидуальны как по степени развития фонематического восприятия, так и по возможностям их речевого аппарата. Одни с легкостью воспроизводят все артикуляционные позы и способны с первого показа усвоить правильное произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют органами артикуляции и нуждаются в длительной тренировке, для того чтобы выполнять необходимые движения.
Речь идет о гимнастике, но не о той, что знакома для нас и привычна (гимнастика рук, зарядка), а об артикуляционной.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
При формировании правильного и четкого уклада важно заинтересовать ребенка и использовать комплексный систематический подход. Удобно делать это играя.
Комплекс игр и упражнений способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, совершенствованию звукопроизношения, развитию эмоциональной сферы, воспитанию слухового восприятия, развитию правильного речевого дыхания, развитию общей и мелкой моторики. Каждый комплекс подбирается специалистом с учетом предстоящей работы.
Существуют наиболее типичные несовершенства звукопроизношения у детей трехлетнего возраста:
– согласные звуки произносятся смягченно;
– большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з;
– дети совсем не произносят звук р или заменяют его другими звуками — л, л', в, й;
– звук л чаще всего смягчается.
Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.
Ребёнок четвертого года жизни правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса, зима, цыплёнок), но в тоже время может:
– опускать их в сочетании с другими согласными звуками;
– некоторые дети не различают звуки «С» и «Ц» и заменяют последний на «с»: «светы» вместо цветы, «сапля» вместо цапля.
– сонорные «Р», «РЬ», «Л», ребёнок может заменять звуком «ЛЬ», реже «Й», при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трёхсложных словах.
– в некоторых труднопроизносимых словах, ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги.
Однако все эти несовершенства возрастные и при отсутствии нарушений в строении артикуляционного аппарата и нормальном уровне процесса общего и речевого развития постепенно исчезают.
Для того, чтобы вовремя устранить имеющиеся отклонения речевого развития необходимо своевременно их выявить.
Диагностика, формирование правильной речи у малыша и работа над устранением возникших дефектов – серьезное и ответственное задание, работу над которым ведет учитель – логопед.
Материал подготовлен учителем-логопедом
Тагировой М.С., Февраль 2023 г.