Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



В помощь учителю

Рекомендации учителю по взаимодействию с обучающимися,

испытывающими трудности в учебной деятельности.

 

Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников образовательных отношений. Педагоги, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться.

Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения»…

Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа»… Все они, и родители, и учителя, говорят об одном и том же. Об успеваемости ребенка, о том, что наш ребенок не усваивает учебную программу. Они просят помочь ученику.

Исследование неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов: «неуспеваемость», «отставание».

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

  1. Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
  2. Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
  3. Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Психологические причины неуспеваемости делятся на 2 группы: недостатки познавательной деятельности (несформированность приемов учебной деятельности; недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка; неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей) и недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы перестроить приемы и способы работы на уроке, которые уже имеются у ученика. Например, если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: выделение опорных пунктов; составление плана тезисов; составление логической схемы прочитанного; формулирование главной мысли.

Если у обучающегося наблюдаются недостатки развития психических процессов, частой причиной которой является недостаточное развитиие мышления, являющееся важнейшим среди психических процессов и влияющих на обучаемость школьника. Как правило, вместе с мышлением  сочетаются нарушения памяти и внимания.

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников с недосточно развитым уровнем психических процессов необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

В случае с неуспевающими детьми со слабым типом нервной системы, которые устают от длительной напряженной работы, необходимо использовать индивидуальный подход с дозированием домашнего задания, определения вариантов классных и контрольных работ, учитывая степень подготовленности обучающихся.

Многие психологи, в работе с неуспевающими детьми рекомендуют давать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени; не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться; осторожно оценивать неудачи ученика. Желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости.Что в этом случае делать учителю?

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности). Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и будут соответствовать его возможностям, а затем стоит закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.

Учитель должен вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности.

В работе в неуспевающими детьми требуется подробное обоснование поставленной оценки, выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

Использование дополнительного развивающего  и наглядного материала, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, способствует формированию учебных интересов.

Таким образом, систематическая и грамотно выстроенная система работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебной деятельности позволяет преодолеть школьную неуспеваемость.

 

Зарипова А.Х.

педагог-психолог высшей категории

МУ «ЦППМСП» г.Магнитогорска

5-10-2018, 20:31 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр