Повышение психологической готовности к итоговой аттестации (ГИА).
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а педагогам - оказать своим учащимся правильную помощь.
Приёмы повышения уровня готовности обучающихся к итоговой аттестации.
Ученик успешно сдаст экзамен, если он:
- Умеет быстро актуализировать знания, т.е. вспоминать пройденный материал и приёмы работы с ним.
- Внимательно читает задания и понимает, что именно от него требуется.
- Способен рассуждать в терминологии данной науки и владеет основными способами анализа материала.
- Умеет ясно выражать свою мысль.
- Знает, что данный предмет чем-то обогащает его.
- Имеет опыт успеха на уроках и верит, что педагог способен помочь ему, не пугая.
Поэтому полезно:
- Любой урок начинать с формулировки целей занятия; по возможности обозначать цели конкретных заданий.
- Контролировать уровень базовых знаний по предмету, требовать от обучающихся владения необходимыми знаниями, регулярно предлагать задания на повторение базовых знаний по предмету, уделяя особое внимание закреплению научной терминологии и базовых знаний, умений и навыков.
- Анализировать вслух смысл задания, его содержание, регулярно настаивать на таком же анализе задания обучающимися.
- Обращать внимание обучающихся на необходимость чёткого выделения условий и вопроса задания.
- По возможности называть тип каждого текущего задания и стратегические приёмы его выполнения.
- Подчёркивать необходимость самопроверки; устно напоминать о ней.
- Добиваться от обучающихся ясных, аргументированных ответов.
- Давая определение понятия, напоминать ученикам, что определение – это установление смысла термина, его многосторонняя характеристика; оно строится по правилам: от общего к частному, с максимальным обобщением существенных признаков.
- По возможности задавать как можно больше вопросов к материалу одной задачи (задания) для его комплексного осмысления.
- По-разному формулировать условия и вопросы однотипных заданий.
- Наравне с типовыми заданиями, не реже, чем один раз в две недели, применять задания, требующие поиска нового алгоритма решения.
- Учить школьников самостоятельно планировать этапы деятельности в начале работы над каждым заданием, демонстрируя образец такого построения деятельности собственной работой при объяснении материала. Наводящими вопросами стимулировать ученика к планированию работы. В начале работы предполагать результат, называть средства его достижения (конкретные знания, умения, требуемые для выполнения задания).
- В конце каждого урока обобщать совместно с учениками изученный материал и кратко, чётко формулировать основные идеи пройденного.
- Активизировать рефлексию познавательной деятельности учеников. Примеры заданий:
- Сформулируйте главную мысль урока 1 – 3 предложениями.
- Задайте вопросы одноклассникам по пройденному материалу.
- Самостоятельно придумайте задание, аналогичное выполненным на уроке.
- Быть последовательным и предсказуемым в оценке учеников, ясно называть критерии оценивания, давать возможность высказаться на уроке каждому ученику.
- Позволять ученикам иметь своё мнение о вашем предмете, ведь только тогда они будут уважать ваше мнение.
Педагог-психолог Гиллер Н.М.