Ораторское искусство как компонент личностного роста педагога.
В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. И сегодня речь пойдет о личностном росте педагога в образовании.
У педагога есть три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности).
Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями.
Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала.
Стагнация наступает тогда, «когда учитель останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.
Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.
Каждая личность индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека.
В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте.
- Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности; воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Только тот человек, который способен видеть в других уникальность, может это развивать в себе.
- Эмоциональная - через эмоции человек познает мир и делает его ярче.
- Поведенческая составляющая - яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру.
Таким образом, личностный рост педагога зависит от степени сформированности каждой структуры.
Личностный рост педагога ‑ это…
- повышение квалификации (участие в конкурсах, саморазвитие путем прослушивания лекций, чтение специальной литературы).
- ораторское искусство.
- развитие эмоционального интеллекта педагога (уметь анализировать свои поступки, уметь принимать себя и других).
- применять индивидуальный подход в обучении и другое.
Рассмотрим важную тему в развитии личности педагога как ораторское искусство.
Для того чтобы коммуникация была конструктивной, эффективной
и результативной (что является главным аспектом в работе педагога), важно владеть как арсеналом, который необходим для живого делового общения и выступлений непосредственно перед обучающимися их родителями и педагогами, так и аспектами цифрового общения.
Профессиональная речь учителя ‑ главное средство обучения и воспитания. Как же ее развить? Для этого мы предлагаем комплекс упражнений, которые помогут педагогу овладеть ораторским искусством.
Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.
Основные правил риторики
В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.
Объективность. Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть не предвзятой, а информация правдивой;
Лаконичность. Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;
Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;
Образность. Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;
Целесообразность. Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;
Напряжение. Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;
Неожиданность. Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;
Насыщенность. Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;
Комический эффект. Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;
Стиль. Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.
Упражнения для тренировки речи
Пересказ прочитанного. Научиться формулировать мысли можно регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом способе необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации.
Поиск ключевых слов. Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;
Перефразирование. Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;
Простота речи. Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;
Скороговорки.
- Добыл бобов бобыль.
2.Прохор и Пахом ехали верхом.
- Галка села на палку, палка ударила галку.
- Ткет ткач ткани на платки Тани.
- Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
- Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
Проговаривайте скороговорки около 10 минут в день, с каждым разом стараясь увеличить скорость произношения, и тогда через несколько недель вы ощутите эффект.
Эпитеты. Перед вами эпитеты, и их много, они красивы и разнообразны. Ваша задача ‑ подобрать к каждому эпитету существительное, но так, чтобы эти существительные не повторялись. Род можете менять по своему усмотрению ‑ мужской, женский, средний, любой.
Ангельский, аристократический, аскетический, бандитский, безвольный, бездумный, беззаботный, безмятежный, беспечный, бессмысленный, бесхитростный, библейский, благодарный, благодушный, благожелательный, благородный, благородно-строгий, благочестивый, бойкий, глупый, гневливый, гневный, горделивый, гордый, грозный, грустный, демонский, дерзкий, добродушный, добрый, доверчивый, довольный, дружелюбный, жадный, жалкий, желчный, жёсткий, жестокий, живой.
Синонимы. Задание состоит в том, чтобы объяснять самому себе максимально подробно, чем отличаются друг от друга синонимы и в чём они одинаковы. Синонимы следует брать из словаря синонимов или придумывать самостоятельно.
Например, такие па
быстрый ‑ скорый, быстрый ‑ мгновенный, быстрый ‑ стремительный, быстрый ‑ торопливый, быстрый ‑ проворный, быстрый ‑ лихой, быстрый ‑ резвый, быстрый ‑ бойкий, быстрый ‑ реактивный, быстрый ‑ скоростной, быстрый ‑ юркий, быстрый ‑ быстроходный, быстрый ‑ оперативный, быстрый ‑ расторопный, быстрый ‑ прыткий, быстрый ‑ шустрый;
Значение слов. Попытайтесь по виду слова, по его звучанию, по ощущениям объяснить, что это слово обозначает и почему.
Например, «мохта» может быть какой-нибудь вещью из гардероба женщины, «мессанра» ‑ цветком, а «гриц» ‑ алкогольным напитком. «С бокалом грица она вернулась в гостиную, села в кресло, небрежно бросив мохту на пол, и без каких-либо эмоций стала рассматривать подаренную Ипполитом роскошную мессанру». Бедный Ипполит.
Придумайте и объясните, что означают эти слова, а потом возьмите другие и объясните их тоже:
Хмагра, имуксиль, аббанид, менелдин, глан, каелеб, ингор, тамбаро, синкахунда, омод, векром, преска, свобу, гармак, ихмаса, лопотбер, почь, курьма, зобудба, гариса, лунги, дучки, заря, ошуган, линолеум, дабу, ухват, печень, звук.
Аббревиатуры. Процесс их расшифровывания бывает очень занимательным, а главное ‑ полезным, особенно если не сковывать себя ничем.
ЛГВНМ ‑ Люблю грозу в начале мая
ЯППГЧТУ ‑ Я получил по голове чем-то тяжелым и увесистым
СНВКС ‑ Слон начал визжать как сумасшедший
Продолжите:
ППРСКТИГ ‑АЧТУЗЗСФ ‑ХБТСМВКНОФЯ ‑ОТИЗВ ‑ХУТЛККУМТ‑ГСНТИДЧТПДИТЖ ‑ЗФЦУКБСДНР ‑ХЕРГСЧПДВБ ‑ЦКУПЧД ‑ЛОПОНФИОПЧРТ
ИЛИ лучше взять это на развитие словарного запаса? Упражнение «Алфавит». Вам нужно придумывать предложения, слова в которых начинаются на каждую букву алфавита по порядку. К примеру: «Антоша бродит в гуще деревьев, ест жимолость, зевает. И красоты леса мило, нежно очаровывают …» и т.д. Старайтесь придумывать предложения, используя все буквы: от А до Я.
Рекомендации
1. Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите
уровень эрудиции.
- Избавляйтесь от слов-паразитов.
- Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.
- Будьте уверенными в себе.
- Совершенствуйте технику речи.
- Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.
- Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством!
- Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль. Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.
Развитая личность, с четко сформированными ценностями, позволяет педагогу: четко стоять на своих позициях, иметь собственный взгляд на все происходящее в мире, находить в плохих ситуациях позитив, жить полной, яркой, самостоятельной жизнью, ценить каждую минуту жизни, наслаждаться тем, что имеешь, радоваться победам других, отвечать за свои поступки.
Материал подготовил педагог-психолог Лобанова Е.Е.