Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Учителю на заметку

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и разработке программы их психологической коррекции и развития.

Ключевые слова: интеллектуальные способности, ограниченные возможности здоровья, младшие школьники, коррекция.

Abstract. The article is devoted to the study of the development of the intellectual abilities of junior schoolchildren with disabilities and the development of a program for their psychological correction and development.

Keywords: intellectual abilities, disabilities, younger students, correction.

В нашей стране большое внимание уделяется воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Для более эффективной помощи таким детям требуется максимально ранняя диагностика их проблем и нарушений. При этом важно не только установить наличие того или иного ограничения, но и выявить его характер, структуру, качественные и количественные показатели, которые будут являться основанием для выбора методов последующих работ по коррекции.

При рассмотрении интеллекта в современной психолого-педагогической науке наиболее важным является раскрытие методологической концепции развития интеллектуальной сферы детей через развитие интеллектуальных способностей.

Младший школьный возраст - это определяющий период в развитии ребенка, в котором происходит формирование личности, формируются важные психические процессы и функции ребенка. Несформированность или отставание в развитии какого-либо психического процесса или функции отрицательно сказывается на всем формировании личности ребенка в целом.

На этом этапе развития младшие школьники накапливают знания об окружающем мире. Этот период чувствителен и восприимчив к любой информации, поступающей извне. У детей младшего школьного возраста есть желание учиться, узнавать новое. Очень важно учитывать особенности организации учебного процесса и постараться максимально их сохранить на последующих этапах обучения. Младший школьный возраст - решающий этап, на котором закладываются основы дальнейшего успешного обучения.

В младшем школьном возрасте процесс интеллектуального развития осуществляется наиболее интенсивно. Это связано с тем, что именно на этом возрастном этапе развиваются все психические процессы. Кроме того, именно в данном возрастном периоде младший школьник начинает воспринимать все те изменения, которые происходят с ним с началом учебной деятельности.

В научной литературе существуют разные подходы и определения понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья». В самом общем смысле, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это те дети, у которых состояние здоровья не позволяет реализовывать стандартные общеобразовательные программы без внедрения специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это лица в возрасте до 18 лет, у которых имеются отклонения от норм жизни из-за нарушений здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, движение, общение и работу.

Можно выделить следующие основные группы детей с ограниченными возможностями: дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями слуха, дети с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата, дети с ранним аутизмом, дети с умственной отсталостью.

Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что доля детей с ограниченными возможностями здоровья на Земле достигает 13% (3% детей рождаются с умственными отклонениями и 10% детей с другими умственными и физическими отклонениями). В мире около 200 миллионов детей с ОВЗ. Сегодня почти в каждой пятой семье есть ребенок с физическими или умственными отклонениями в развитии [2].

Как считает Е.Р. Ярская-Смирнова, человек становится лицом с ограниченными возможностями тогда, когда его внешний вид, поведение, состояние здоровья не соответствуют системе норм, принятых в том социуме, к которому он принадлежит. Однако нарушения не всегда носят статичный характер, зачастую они зависят от социальной среды и отношения окружающих людей, которые могут увеличить или снизить тяжесть дефекта. Поэтому в системе поддержки таких детей на первое место необходимо ставить не нарушение развития, а самоценность объекта, его личностные качества, человеческое достоинство [3].

Младшие школьники с ОВЗ, посещающие школу, имеют свои особенности. Часто они не готовы учиться. Обычно у них нет требуемых на данном этапе навыков, у них недостаточно информации для освоения содержания программы. У них также есть проблемы с соблюдением школьных правил. В частности, они испытывают трудности с организацией произвольной деятельности. Все это вызвано ослабленным состоянием организма или нервной системы. Например, у ребенка с умственной отсталостью мотивация к игре остается лидирующей в течение более длительного периода (обычно на всем периоде обучения в начальной школе) и интерес к образованию формируется медленно и сложно.

По сравнению с детьми в норме, у детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую ниже познавательная активность. Хотя большинство детей младшего возраста все еще выглядят как «почемучки»-дошкольники, дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, отличаются в этом отношении. Одни не задают вопросы, говоря медленно, пассивно и путанно. Другие задают вопросы только о внешних особенностях предметов и событий.

Процесс решения когнитивных проблем определяется эмоциональным и непостоянным характером младшего школьника. Они склонны избегать умственного напряжения при решении познавательных задач. Часто дети с ОВЗ пытаются простейшим подходом решить трудную задачу, однако она так не решается и они теряют к ней интерес.

У детей с ОВЗ наибольшие трудности возникают при выполнении задач, требующих вербального мышления и рассуждений. Визуальное мышление вызывает наибольшие затруднения. Их образное мышление характеризуется неадекватным восприятием из-за физических недостатков и отсутствием навыков визуализации. Как правило, словесная работа, связанная с ситуацией, близкой к ситуации ребенка с ОВЗ, корректируется в достаточно высокой степени. Простые задачи с использованием наглядных материалов (не считая жизненного опыта ребенка) даются им очень тяжело.

В рамках эмпирической части исследования нами изучались особенности интеллектуальной сферы детей младшего возраста с ОВЗ. Для этого использовался ряд диагностик: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (в модификации Замбацявичене Э.Ф.), тест Векслера, тест творческого мышления П. Торренса «Незавершенные фигуры» (адаптированный И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой) методика «Исключение четвертого лишнего» (Белопольская Н.Л.), проба на запоминание 10 слов (Лурия), методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?» и методика «Рисунки-нелепицы».

Полученные результаты позволяют утверждать, что испытуемые с ОВЗ с трудом вступают в контакт, они обычно пассивны, в поведении есть черты негативизма, поисковый процесс интереса не вызывает. При интеллектуальной деятельности эмоциональный фон сильно изменяется в зависимости от желания выполнять то или иное задание.

Речь развита частично. Объем словарного запаса беден. В речи используют в основном простые предложения, ответы дают краткие, односложные. Обращенную речь понимают на бытовом уровне. Длинную, составную инструкцию удерживают не всегда, ее приходится дробить, преподносить в упрощенном виде. Характерна импульсивность на фоне утомления. Не всегда пользуются помощью взрослого при затруднениях в выполнении заданий. Необходима стимуляция познавательной деятельности.

Запас знаний об окружающем достаточно мал. Отдельные респонденты не знают количество месяцев в году, дней в неделе, познавательный интерес ниже чем у детей в норме.

Объем памяти небольшой. Мышление носит специфический ситуативный характер. Исключение простых, стандартных предметов сделано правильно, но не всегда может быть объяснено. Происходит ослабление внимания из-за переутомления, трудности с произвольной концентрацией. Происходит переключение внимания с основного на второстепенное, часто отвлекаемое.

Способность обнаруживать значимые признаки низкая. Дети с ОВЗ не замечают своих ошибок. Аналоговое мышление функционирует неверно, способность к абстрагированию и систематизации снижена. Аналитические и синтетические способности характерны более низкому возрастному периоду.

Дети в норме получают более высокие баллы по оригинальности, чем испытуемые с ОВЗ, они обычно характеризуются большей интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при построении решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

Дети с ограниченными возможностями могут демонстрировать умения по части стандартных обобщений (растения, животные), однако испытывают проблемы в заданиях, в которых требуется сформулировать развернутое обобщение («транспорт, в котором можно перевозить грузы»). Дети, получающие специальную психологическую помощь, более эффективны, чем дети, которым она не оказывается. У испытуемых с ОВЗ объем слуховой память чуть ниже нормы. Большее число лишних слов может свидетельствовать о расторможенности и стрессе.

Для поверки достоверности различий между средними значениями результатов каждой из диагностик был использован U-критерий Манна-Уитни. Полученные результаты свидетельствуют о том, что достоверное различие при уровне значимости p<0,05 наблюдается в 18 парах шкал из 24.

Следовательно, интеллектуальная сфера детей младшего возраста с ОВЗ имеет значимые отличия от интеллектуальной сферы детей того же возраста в норме.

По результатам исследования нами была разработана программа коррекции и развития интеллектуальных способностей младших школьников с ОВЗ.

Цели программы: содействовать развитию интеллектуальных способностей младших школьников с ОВЗ; словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления; развития памяти, внимания, восприятия, коммуникативных способностей.

Основные задачи:

1) Развитие словарного запаса и общей осведомлённости;

2) Развитие внимания;

3) Развитие восприятия;

4) Развитие памяти;

5) Развитие восприятия пространственных соотношений;

6) Развитие логического мышления.

Предполагаемый результат: повышение уровня развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ

В работе используются методы беседы, дискуссии, арт-терапевтические методы, игры, психологические упражнения. Использование арт-терапевтических методов имеет как диагностический, так и коррекционный смысл.

Содержание программы определяется реализацией поставленными целью и задачами, а используемый нами интегративный подход предполагает возможность комбинирования различных профилактических методов и приемов.

Список использованных источников и литературы:

  1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека» [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. М.: Педагогическое общество России, 2014. – 276 с.
  2. Петракова, Г.М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] / Г.М. Петракова // Петракова Г.М. Образование и воспитание – 2017. – №2. – С. 88-92.

  3. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов. [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования – 2019. – № 5. – С. 100-106.

    Материал подготовил социальный педагог МУ "ЦППМСП" Мекешкина Т.Н. февраль 2023
2-03-2023, 17:03 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр