Конспект комплексного логопедического занятия
для ребенка школьного возраста с ДЦП и УУО
Цели: развитие сенсорного восприятия и сенсорно-перцептивной
способности;
развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
развитие функций голоса и дыхания;
развитие чувства ритма;
развитие импрессивной речи;
формирование и развитие экспрессивной речи.
Развитие моторики пальцев рук
«Качаем лодочку»
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть влево-вправо
«Заведи волчок» (скручивающие движения пальцев рук);
Упражнения для общего расслабления (ребенок повторяет движения за
взрослым):
Мы похлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы потопаем ногами: топ-топ-топ.
Машем мы руками: взмах, взмах, взмах.
Киваем головой: ах- ах- ой.
Активизация задней стенки глотки и мягкого неба:
Накопить слюну, проглотить маленькими глотками;
Позевать при открытом рте.
Постановка нижнедиафрагмального дыхания:
Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем. Наши мышцы расслабляем.
Артикуляционная гимнастика
-самомассаж языка (покусать верхнюю губу, покусать нижнюю губу,
покусать язык)
- губы в трубочку – в улыбку (удерживать под счет от 1 до 5) (для губ);
- «хоботок» (движения вытянутыми вперед губами вправо и влево);
- удержать широкий язык у нижних зубов (под счет от 1 до 5) (для
языка);
- «лопатка» - «иголочка» смена положений широкий распластанный язык – суженый напряженный язык (для языка);
Работа над голосом: вьюга воет: «У-у-у!»- громко, тихо (смена силы голоса).
Автоматизация звука C (в слоге со стечением согласных)
Повторить за взрослым слова:
Ласки, лиска, маски, баски, соски, слава, стон, стол, свой, сток, слог, стук, скот
(одновременно проводится разбор значений малоизвестных слов)
Автоматизация звука С во фразах.
Повторить за взрослым :
Вот со звуком С считалка:
САНИ, СОК, СОВА, СКАКАЛКА,
Выходи на слово СТУК,
Назови в нем первый звук.
Фонематическое восприятие, звуко-буквенный анализ
1) «Музыкальное эхо» (отстучать в бубен ритмический рисунок)
2) Выбери слово со звуком «Н» (выделение из ряда слов – чтение
взрослым карточек
-
карандаш
пластилин
альбом
учебник
-
носорог
слон
антилопа
лев
-
нарцисс
одуванчик
мак
тюльпан
3) Вставь слоги МО, МА, МУ в слова …ха, …локо, …ма, са....лёт ,
…хомор, …кароны, …ндарин, …ка, за…к.
Развитие импрессивной речи
Понимание предложений. Выполнение 2 действий по одной просьбе,
предъявленной на слух:
Возьми карандаш, положи его в пенал.
Закрой книгу, убери ее в портфель.
Рассмотри картинки, назови изображенное время года.
Словарная работа. Обогащение активного словарного запаса.
-
Слоговая структура слов (двухсложные слова, начинающиеся с согласных К,Б). Читает сам ребенок:
Кактус, камень, каша, клубок, кукла, кухня, кепка, кегли, килька;
База, басня, балкон, баня, буква, булка, будка, бублик, бивни, белка.
Одновременно проводится разбор значений неизвестных слов.
-
Подбери уменьшительно-ласкательное существительное:
Морковь – морковочка, помидор - …, огурец - …, лук - …, чеснок - …, баклажан - …, капуста - …, свекла - …, репа - …, тыква - …, картошка - …
-
Подбор общих названий (со слуха):
Понедельник, суббота, четверг - …;
январь, август, октябрь - …;
желтый, оранжевый, фиолетовый - …;
кенгуру, носорог, бегемот, крокодил - …;
лютик, незабудка, роза, фиалка - …;
Магнитогорск, Уфа, Челябинск, Москва - …;
клей, картон, тетрадь, линейка - …;
морж, пингвин, тюлень, белый медведь - …
Грамматический строй, связная речь
Замени картинки словом (читать предложение и вместо картинки произносить слово в необходимой форме)
Составь предложения по картинкам с указанными предлогами (картинки, предлоги в, к, под, над, из-под, за, между)
![]() |
![]() |
- Исправь предложения
Закончилась зима и наступило лето.
Птицы прилетели из теплых краев и начался листопад.
На небо набежали тучи и засветило солнце.
Материал подготовил учитель-логопед МУ ЦППМСП
Дори С.С. апрель 2022 г.