Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июнь 2024 (1)
Май 2024 (19)
Апрель 2024 (11)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (3)
Январь 2024 (12)



Педагогам, работающим с подростками с ЗПР.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР

 

Аннотация. Статья посвящена описанию экспериментальной работы по изучению коммуникативной компетентности у подростков с задержкой психического развития.

 

Ключевые слова: задержка психического развития, коммуникативные навыки, коммуникативная компетентность, отставание в развитии, дети подросткового возраста.

 

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число детей с ограниченными возможностями здоровья в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии [1].

На сегодняшний день существует серьезная проблема адаптации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Следует помнить, что детей с ограниченными возможностями здоровья отличаются от здоровых сверстников.

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью их является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь.

Наиболее распространенные заболевания – это детский церебральный паралич, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость, болезнь Дауна, аутизм. Все эти болезни объединены в одну группу, однако, следует различать умственную и психическую неполноценность. На этом настаивает Международная лига обществ содействия умственно отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой категории людей и /или оказанием им помощи [2].

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками [2].

Резюмируя рассмотренные выше исследования ученых, можно выделить следующие основные группы детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата (ОДА); дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с интеллектуальной недостаточностью; дети с ранним детским аутизмом.

Таким образом, что процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на формирование и развитие механизмов, которые обеспечивают адаптацию к различным условиям жизни, одним из таких механизмов является социальная адаптация.

Базой исследования являлись Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47» города Магнитогорска и Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная школа №15» города Магнитогорска

Итоговую выборку составили подростки в норме – 33 человека (не страдающих нервно-психическими и психосоматическими расстройствами и не состоящие на учете по причине речевых нарушений) и подростки с ЗПР – 27 человек.

Соотношение между частями совокупности получилось примерно равным – 32 мальчиков и 28 девочек. Распределение испытуемых осуществлялось с учетом того, чтобы группы были одинаковы по половозрастному составу. Возраст испытуемых– 15-17 лет.

Исследованное количество респондентов (выборочная совокупность) достоверно представляет генеральную совокупность детей, т.е. исследованная выборка обладает свойством репрезентативности.

В процессе проведения исследования каждый респондент получал индивидуальный стимульный материал – тексты и бланки опросников (тестов), что упрощало фиксацию ответов и количественную обработку результатов. Инструктаж перед исследованием проводился со всей группой и отвечал основным психодиагностическим требованиям.

Считаем важным отметить, что при работе с испытуемыми возникали некоторые трудности при формировании позитивной мотивации их участия в исследовании – к ним можно отнести сложности этического характера, поскольку дети с недоверием относятся к процедурам психодиагностики и стремятся максимально оградить себя и свою семью от внешнего вмешательства.

Эмпирическое исследование было проведено в четыре этапа.

На первом этапе нами был отобран и проанализирован диагностический инструментарий для проводимого эмпирического исследования. Для определения уровня сформированности коммуникативных компетенций у подростков и проведения сравнительного анализа с детьми в норме использовались такие диагностики как:

– Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (авторы – И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева);

– Тест «Оценка уровня общительности» (автор – В.Ф. Ряховский);

– Диагностика коммуникативного контроля (автор – М. Шнайдер);

– Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (автор – Т. Лири).

Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (авторы – И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева). Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях предназначена для выявления основных коммуникативных ориентаций и их гармоничности в процессе формального общения. Основа опросника – признание того, что межличностная коммуникация зависит от мотивационной структуры партнеров, которая задает определенные ориентации и их гармоничность в коммуникативном процессе.

Опросник состоит из двадцати утверждений, которые группируются по трем шкалам:

– ориентация на принятие партнера;

– ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера;

– ориентация на достижение компромисса.

Тест «Оценка уровня общительности» (автор – В.Ф. Ряховский). Тест В.Ф. Ряховского предназначен для диагностики уровня коммуникабельности человека, что является необходимым профессиональным качеством многих специалистов. К компонентам коммуникабельности относятся: постоянное желание общаться с людьми, грамотная и хорошо поставленная речь, умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, умение вести вежливую, располагающую беседу, умение убеждать, умение публично выступать.

Диагностика коммуникативного контроля (автор – М. Шнайдер). Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля.

Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (автор – Т. Лири). Данная диагностика позволяет установить преобладающие характерологические тенденции личности.

На втором этапе осуществлялась диагностика испытуемых. В связи с тем, что эксперимент проводился в реальных группах, мы учитывали такие факторы, как особенности личных качеств испытуемых. Чтобы его влияние на результаты не изменилось в ходе исследования, диагностические мероприятия проводились в постоянных группах. Кроме того, процедура была, по возможности, стандартизирована нами – те же материалы, помещения, постоянный состав педагогов и т.п.

На третьем этапе был проведен количественный и качественных анализ результатов исследования и использованием методом математической статистики и критерия Манна-Уитни.

На четвертом этапе были разработана программа развития коммуникативной компетенции подростков с задержкой психического развития. Содержание программы определялось реализацией поставленными целью и задачами, а используемый нами интегративный подход предполагает возможность комбинирования различных коррекционных методов и приемов.

При анализе и интерпретации данных использовалось следующее программное обеспечение: Microsoft Excel 2015, Statistica 10.0.1011.0.

1. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева).

Результаты Диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) для выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме представлены на рисунках 1 и 2 соответственно.

Полученные данные свидетельствуют о следующем. Испытуемые с ЗПР получили более низкие средние суммарные значения по каждой из шкал и по итоговой шкале.

Ориентация на принятие партнера у испытуемых обеих групп выражена менее значительно остальных ориентаций.

Совокупный балл по трем шкалам у испытуемых с ЗПР составляет 48,3, что позволяет говорить о средней степени гармоничности коммуникативных ориентаций. Другими словами, подростки могут с некоторой долей подозрительности и недоверия относиться к партнерам и/или потенциальным партнерам, однако по мере снятия эмоционального барьера воспринимают и понимают его более адекватно и готовы путем диалога искать пути выхода их складывающихся проблем.

Педагогам, работающим с подростками с ЗПР.

Рисунок 1 – Результаты Диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) для выборки испытуемых с ЗПР, балл

Педагогам, работающим с подростками с ЗПР.

Рисунок 2 –Результаты Диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) для выборки испытуемых в норме, балл

 

Совокупный балл по трем шкалам у испытуемых в норме позволяет сделать вывод о высоком уровне гармоничности коммуникативных ориентаций.

Проверку достоверности различий между шкалами Диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме проводили с использованием U-критерия Манна-Уитни. Анализ показал, что значимое различие между шкалами Диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме проявляется в каждой паре шкал.

2. Тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский).

Результаты Теста «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) для выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме представлены на рисунке 3.

Педагогам, работающим с подростками с ЗПР.

Рисунок 3 – Результаты Теста «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) для выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме, балл

 

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что испытуемые с ЗПР некоммуникабельны, и это их беда, так как страдают от этого больше они сами. Но и близким с ними людям нелегко. На них трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

Испытуемые в норме в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. И все же с новыми людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Однако, эти недостатки исправимы.

Проверку достоверности различий между результатами Теста «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме проводили с использованием U-критерия Манна-Уитни. Полученные результаты показывают значимое различие между результатами Теста «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме.

3. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).

Результаты Диагностики коммуникативного контроля (М. Шнайдер) для выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме представлены на рисунке 4.

Педагогам, работающим с подростками с ЗПР.

Рисунок 4 – Результаты Диагностики коммуникативного контроля (М. Шнайдер) для выборки испытуемых с ЗПР испытуемых в норме, балл

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые с ЗПР демонстрируют низкий коммуникативный контроль; высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность.

В свою очередь, испытуемые в норме демонстрируют средний коммуникативный контроль; в общении непосредственны, искренне относятся к другим. Однако, сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

Проверку достоверности различий между результатами Диагностики коммуникативного контроля (М. Шнайдер) выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме проводили с использованием U-критерия Манна-Уитни. Полученные результаты показывают значимое различие между результатами Диагностики коммуникативного контроля (М. Шнайдер) выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме.

4. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири).

Результаты Диагностики «Исследование коммуникативно-характерологических тенденций» (Т. Лири) для выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме представлены на рисунках 5 и 6 соответственно.

Педагогам, работающим с подростками с ЗПР.

Рисунок 5 – Результаты Диагностики «Исследование коммуникативно-характерологических тенденций» (Т. Лири) для выборки испытуемых с ЗПР, балл

 

Педагогам, работающим с подростками с ЗПР.

Рисунок 6 – Диагностики «Исследование коммуникативно-характерологических тенденций» (Т. Лири) для выборки испытуемых в норме, балл

 

Первая тенденция (I): доминантность – властность – деспотичность.

Вторая тенденция (II): уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность.

Третья тенденция (III): требовательность – непримиримость – жестокость.

Четвертая тенденция (IV): скептицизм – упрямство – негативизм.

Пятая тенденция (V): уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость.

Шестая тенденция (VI): доверчивость – послушность – зависимость.

Седьмая тенденция (VII): добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм.

Восьмая тенденция (VIII): отзывчивость – бескорыстие – жертвенность.

В анализируемых группах испытуемых наблюдаются разные особенности. У подростков с ЗПР общения в значительной мере преобладает вторая степень. Это означает промежуточный вариант адаптации. Им присуща властность, самоуверенность, непримиримость, упрямство, при этом может быть выражена кротость, послушность, несамостоятельность.

При этом в зависимости от видов тенденций у 1-2 человек присутствует дазаптивность. Данные испытуемые нуждаются в срочной психологической помощи. Полученные результаты свидетельствуют о том, что представителям анализируемой группе действительно свойственны коммуникативные трудности общения.

У подростков в норме структура результатов иная. Преобладающая степень – первая. Только у одного испытуемого выявлена третья степень в Тенденции (VI), у остальных испытуемых данная степень не проявилась.

Это говорит, что представители данной группы в основной массе обладают такими качествами как уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость. Следовательно, они не испытывают (испытывают в меньшей мере) коммуникативных трудностей в общении.

Проверку достоверности различий между результатами Диагностики «Исследование коммуникативно-характерологических тенденций» (Т. Лири) выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме проводили с использованием U-критерия Манна-Уитни. Полученные результаты показывают значимое различие между результатами Диагностики «Исследование коммуникативно-характерологических тенденций» (Т. Лири) выборки испытуемых с ЗПР и испытуемых в норме.

Проведенное исследование, анализ значимости различий позволяет сделать вывод о том, что подростки с ЗПР имеют свои психологические особенности, выражающиеся в нарушении УУД, отличные от психологических особенностей в развитии коммуникативных УУД подростков в норме.

 

Библиографический список:

 

1. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва: Просвещение, 2005. – 475 с.

2. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст] / Т. Г. Неретина. – Москва: ФЛИНТА, 2014. – 376 с.

Материал подготовил социальный педагог МУ "ЦППМСП" Юрина У.В.

21-05-2024, 12:48 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр