Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2025 (6)
Февраль 2025 (9)
Январь 2025 (1)
Декабрь 2024 (8)
Ноябрь 2024 (4)
Октябрь 2024 (4)



Медиативный подход в образовании

Современная школа как опыт выстраивания отношений.

Школа всегда была и остаётся относительно социально устойчивой маленькой моделью общества, здесь ребёнок учится выстраивать отношения с обществом, со сверстниками и старшими. Полученную модель взаимоотношений он переносит во взрослую жизнь со всем полученным опытом, в том числе агрессивного поведения или отвержения. Задача школы - чутко реагировать на изменения социальной ситуации, своевременно пересматривать воспитательные и образовательные технологии и практики. Вместе с тем, введение новых подходов и технологий ставит перед школой необходимость решения новых психологических задач. Рассмотрим их подробнее.

1. Увеличение конфликтности на фоне индивидуализации и дифференциации обучения.

В новой модели образования ученик становится субъктом получения знания. Он теперь не пассивный приёмник информации, а индивидуальность с активной ученической позицией, ответственный за свою деятельность и её результаты. Педагог теперь становится тьютором, наставником, репетитором. Такие понятия как индивидуальные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные образовательные программы уже никого удивляют. Продвигаться к поставленным целям, отмечать результаты и анализировать свою работу помогает оформление портфолио. Процесс индивидуализации предполагает разделение обучающихся по группам, например, по уровню сложности заданий, направлениям и специализациям. То есть каждый двигается по своей заранее выбранной траектории. Но если представить школьное обучение в виде автомобильной трассы, на которой двигаются разные автомобили с разными маршрутами, то мы поймём, что это движение невозможно или крайне опасно в случае, когда один водитель не считается с другим и не соблюдает общепринятые правила безопасности движения. В образовательном же учреждении часто возникают конфликтные ситуации, когда, к примеру, родитель видит частную траекторию индивидуального развития своего ребёнка и настаивает на том, чтобы именно его ребёнку предоставили все исключительные условия, при этом абсолютно игнорируя интересы других детей. «Посадите моего ребёнка за первую парту, создайте отдельный класс для детей с задержкой развития, так как у моего ребёнка есть рекомендация ПМПК, поменяйте нам соседа по парте и учителя и т.д», - такие просьбы часто можно услышать школе. Педагогам приходится много времени уделять разбору конфликтов между родителями, что занимает много сил и времени.

2. Педагог перестаёт быть для учеников уникальным ресурсом знаний.

До эры интернета учитель являлся для учеников единственным источником информации, которую он в свою очередь получил из книг, учебников, лекций в вузе. Для того, чтобы слова учителя имели нравственное воздействие на детей, он должен заслужить уважение и оно базируется не только на экспертной позиции. Важна личностное отношение к детям, искренняя включенность в их дела и заботы. Перед педагогом встаёт необходимость поиска оснований для уважения к нему воспитанников, а это творческий и трудоёмкий процесс.

3. Родитель — самостоятельный участник образовательных отношений.

Родители активно включаются в процесс взаимодействия со школой. В образовательных учреждениях существуют такие формы взаимодействия родителей и школы, как Комиссия по урегулированию споров, Общешкольные родительские комитеты, Попечительские советы, Советы отцов. Вместе с тем, даже при наличии исправно работающих выше перечисленных мероприятий, школе зачастую трудно справиться с нахлынувшими жалобами в управление образования, прокуратуру и иные вышестоящие органы.

4. Трудные дети как помеха в образовательным процессе.

Наверное в каждом классе есть нестандартный ребёнок, чаще всего гиперактивный. Он срывает уроки, мешает другим детям усваивать предмет. Но так как школа обязана брать всех детей, проживающих на закреплённой за школой территорией, педагогический состав обязан справляться с любым учеником, а к этому современная школа тоже не готова.

5. Переход от классно-урочного формата образования к дистанционному образованию.

Некоторое время назад дистанционное образование казалось сказкой, но сегодня это реалии нашего времени, которые, как мы видим, тоже имеют множество «подводных камней». Переход от классно-урочного, очного формата обучения к дистанционному оказался не бесконфликтным. В таком формате очень сложно удержать внимание учеников, увидеть глаза ребёнка, понять его трудности, не всегда понятна степень включенности ученика в образовательный процесс. Учителю очень трудно вещать в экран, не понимая, насколько хорошо его слышат и воспринимают, при живом общении гораздо проще увидеть и почувствовать собеседника. Контроль за результатами освоения знаний также затруднен, ведь отвечая на вопрос учителя, не понятно использует ли ребёнок какие-либо средства связи или нет (например, он может незаметно использовать наушники при пересказе). В дистанционном формате могут также обостряться негативные процессы в общении между учениками, на расстоянии можно легко сказать то, что не скажешь в глаза. Сложно сформировать доверия, в этом основная трудность.

6. Наличие в школах детей инофонов. прибытие в школы детей из освобожденных территорий.

Школа должна быть готова к тому, что могут возникнуть латентные и массовые столкновения на почве различия политических взглядов на ситуацию в стране и мире. Необходимо создавать пространство, открытое для мирного обсуждения, эмоционального отреагирования, принятия совместного решения участниками образовательного пространства.

Все перечисленные задачи можно назвать вызовами современной школе, которые требуют от педагогов перестройки старых стереотипов, приобретение качественно иных способностей, выстраивания педагогически целесообразных взаимоотношений между участниками образовательных отношений.

Материал подготовил педагог-психолог МУ "ЦППМСП" Азиева А.Р.

19-09-2024, 13:32 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр