Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2025 (6)
Февраль 2025 (9)
Январь 2025 (1)
Декабрь 2024 (8)
Ноябрь 2024 (4)
Октябрь 2024 (4)



ВНИМАНИЕ! ПОДРОСТОК!

Особенности суицидального поведения детей и подростков и их предупреждение в школе

Аннотация. Статья посвящена мотивам и поводам суицидального поведения детей и подростков и распознавание риска суицидального поведения педагогами в школе.

Смерть в детском возрасте воспринимается абстрактно, как что-то временное, непонятное, не всегда связанное с собствен­ной личностью ребенка. Понятие смерти формируется при­мерно к 9 годам жизни.

В дошкольном возрасте дети не считают смерть концом жиз­ни, а воспринимают её как временное явление, подобное сну или отъезду.

В младшем школьном возрасте дети считают смерть мало­вероятной, не осознают её возможности для себя, не считают необратимой.

К подростковому возрасту объективные акты смерти стано­вятся очевидными, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим.

Для подростков смерть становится очевидным явлением, но они фактически отрицают её для себя: принимая мысль о сво­ей смерти, подростки вместе с тем отрицают реальность этой возможности. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем своих похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смер­ти является отличительной чертой психологии детей. В отли­чие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между ис­тинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным поведением. Это заставляет взрослых рассматривать все виды аутоагрессивного поведения детей и подростков как суицидаль­ное поведение с реальной угрозой для жизни ребенка.

В литературе можно встретить описание различных причин суицидов подростков: конфликт в личной жизни; одиночество; воздействие искусства; неразделенные чувства; нестандартная ориентация; разрушение этнических традиций; «самоубийства заложены в генах». Ниже приводятся основные мотивы и пово­ды суицидального поведения детей и подростков.

Мотивы и поводы

суицидального поведения детей и подростков

К основным факторам, способствующим суицидальному по­ведению детей и подростков, относятся:

Отношения с родителями

В 70% случаев суицидальное поведение детей и подростков связано с конфликтами в семье.

Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономиче­ских причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школьных педа­гогов. В современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами. Отноше­ния родителей с детьми не строятся на фундаменте открытых, искренних, теплых отношений, являющихся надёжной защитой от многих, иногда суровых испытаний, через которые проходит подрастающее поколение. Многие суицидальные попытки у мо­лодых рассматриваются как отчаянный призыв о помощи, по­пытка пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Потеря доверительной связи с родителями - один из сильнейших стимуляторов суицидального синдрома у под­ростков. Существенную роль играет сохранность семьи в це­лом, ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью. Распад семьи, развод родителей является мощным фактором суицидогенности подростков.

Немаловажную роль играют методы воспитания подраста­ющего поколения, применение физического насилия, тирания со стороны родителей. Дети и подростки совершают самоубий­ства, потому что не могут больше терпеть страданий и считают, что их жизнь невозможно улучшить.

Школьные проблемы

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. Однако они, не являясь непосред­ственной причиной самоубийств, приводят к снижению общей са­мооценки учащихся, появлению ощущения малозначимости своей личности, снижению сопротивляемости стрессам и незащищённо­сти от негативного влияния окружающей обстановки.

Одна из причин детских и подростковых самоубийств в со­временном обществе - «прессинг успеха». Родители настраи­вают ребенка на обязательный успех: поступление в вуз, полу­чение престижной работы. Страх ребенка не оправдать чаяний дорогих людей, гонка за успехом, высокие притязания создают у него невыносимое напряжение, гнетущую тревогу, с которы­ми в итоге растущий организм не может справиться.

Стремление к высоким оценкам, одновременное выполнение нескольких важных заданий, сверхактивное участие в обществен­ной жизни, постоянное прилежание приводят к эмоциональному перенапряжению ребенка, в результате которого свои неудачи он воспринимает как трагедию, выход из которой - уход из жизни.

  • Взаимоотношения со сверстниками

Здесь, безусловно, важное место занимают любовные вза­имоотношения с лицами противоположного пола. В силу воз­растных особенностей отношения между молодыми людьми эмоционально весьма значимы и жизненно необходимы. Любое охлаждение в привязанности, тем более измена или уход к дру­гому, воспринимаются как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Следует также принимать во внимание раннее начало половой жизни у подростков, что нередко приводит к разочарованиям, по­терям и наступлению нежелательной беременности у девушек.

Немаловажное значение имеют молодежные компании: ча­сто, объединяясь в группы по какому-либо признаку, подростки становятся жестокими, проводят «эмоциональный прессинг» более слабых сверстников, делая их изгоями, что в результате играет большую роль в решении добровольно уйти из жизни.

  • Мода и подражание

В последнее время самоубийство, особенно групповое, у под­ростков стало входить «в моду». Молодые люди, общаясь на ин­тернет-сайтах, посвященных суициду, договариваются между собой о том, как и где им добровольно перейти границу между жизнью и смертью.

Желание подростков подражать своим кумирам, ушедшим из жизни добровольно, приводит к решению следовать их примеру.

  • Одиночество

Чувство одиночества весьма частая причина суицидального по­ведения детей и подростков. Порой дети переживают своеобразный феномен - «одиночество в толпе», когда их окружают знакомые, не желающие зла, родные люди, но дети чувствуют себя безгранично одинокими, эмоционально отвергнутыми, всеми покинутыми.

  • Депрессивные состояния

Основным симптомом депрессии является потеря возможно­сти получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Челове­ком овладевают безнадежность, чувство вины, самоосуждения. Подросток, страдающий депрессией, постоянно ощущает свою бесполезность, нежелательность, в силу чего приходит к заклю­чению, что такая жизнь не имеет смысла.

Цели суицидального поведения детей и подростков

  • Протест, месть. Суицидальное поведение по типу «проте­ста» предполагает нанесение ущерба, совершение мести обид­чику, т.е. тому, кто считается причиной суицидального поведе­ния. Человек, испытывая возникающие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреж- дающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего. Ребенок руководствуется принципом: «Вам будет хуже после моей смерти». Конфликт, как правило, носит острый характер.

  • Призыв, крик о помощи. Суицидальное поведение по типу «призыва» возникает остро, реализуется чаще всего через са­моотравление. Основной смысл суицидальной попытки - при­влечение внимания окружающих, получение от них помощи и поддержки с целью изменения ситуации.

  • Избегание наказания, страдания. Суицидальное поведе­ние по типу «избегания» проявляется в ситуациях угрозы на­казания и при ожидании психического или физического стра­дания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать. Ребенок или подросток, находясь в какой-либо трудной, пси­хотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положе­ния (избегание ситуации).

  • Самонаказание. Определяется переживаниями вины ре­альной, или же это следствие патологического чувства вины. Ребенок или подросток совершает суицид под влиянием интен­сивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе.

  • Отказ. Суицидальное поведение по типу «отказа» от жиз­ни, где цель и мотивы полностью совпадают, чаще встречается у лиц, страдающих душевными расстройствами. Человек со­вершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекра­тить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования.

Группы риска детей и подростков,
склонных к суицидальному поведению

Суицидальное поведение - это не только крик о помощи, это еще и глубинные переживания человека, признание своей рас­терянности перед тем, что для него по-настоящему актуально и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить.

В корне неверно утверждение, будто к суициду склонны лишь дети и подростки из неблагополучных семей. Давно за­мечено, что чаще добровольно уходят из жизни вполне благо­получные дети из семей со средним и даже высоким достатком. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоци­ональны. «Домашнему ребёнку» часто хватает одного резкого слова, вздорного обвинения, злой насмешки, чтобы почувство­вать себя в полном жизненном тупике.

Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Однако им в боль­шей степени свойственно отклоняющееся поведение, стремле­ние к риску, употреблению алкоголя, наркотических, психоак­тивных веществ.

Кто находится в зоне повышенного суицидального риска:

  • депрессивные подростки;

  • подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

  • подростки, которые либо совершали суицидальную попыт­ку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;

  • одаренные подростки;

  • подростки с плохой успеваемостью в школе;

  • беременные девочки;

  • подростки - жертвы насилия.

Диагностические признаки суицидального поведения

  1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естествен­но и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительны­ми, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сто­ронятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.

  2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вы­звано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упад­ком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свиде­тельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.

  3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не за­мечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях - прямой и открытый разговор с человеком.

  4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшеству­ют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружа­ющим. Нередко подобные явления оказываются призывом суи- цидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако такой призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.

  5. Саморазрушающее и рискованное поведение. Некото­рые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя на грани риска. Где бы они ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся горной доро­ге, на узком мосту или на железнодорожных путях, - они везде ведут себя на пределе скорости и риска.

  6. Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной са­мооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого ува­жения, считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них мо­жет возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.

  7. Изменение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, не­нормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазруша- ющими мыслями и должны всегда рассматриваться как крите­рий потенциальной опасности. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят в три горла. Соответственно, худые под­ростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.

  8. Изменение режима сна. В большинстве своём суицидаль­ные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в сов: допоздна они ходят взад- вперёд по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

  9. Изменение успеваемости. Многие учащиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогули­вать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.

  10. Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Под­ростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

  11. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, пла­нирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция - прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае ре­комендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения на­мерений потенциального суицидента.

  12. Приведение дел в порядок. Одни суицидальные под­ростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут не­обходимым перед смертью «привести свои дела в порядок».

  13. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может при­вести большое/сильное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно на­капливаются. Расставание с родными, домом, привычным укла­дом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

  14. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные из­менения в поведении человека должны стать предметом вни­мательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно начинает много шутить, смеять­ся, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремится скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетиче­ского уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, к жизни. Подростки, которые переживают кризис, теряют инте­рес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

  15. Угроза. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собирают­ся уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслить, различным толкованиям она не поддаётся. «Я собираюсь покончить с со­бой», «В следующий понедельник меня уже не будет в живых»...

Косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее. Косвенные угрозы нелегко вычислить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные «жалобы на жизнь», которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены.

Любое высказанное стремление уйти из жизни должно вос­приниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В та­ких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суи- циденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, пред­ложить ему помощь, консультацию у специалистов.

  1. Словесные предупреждения. Не исключено, что под­росток задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:

  • «Я решил покончить с собой»,

  • «Надоело! Сколько можно! Сыт по горло!»,

  • «Лучше умереть»,

  • «Пожил - и хватит»,

  • «Ненавижу всех и всё!»,

  • «Ненавижу свою жизнь!»,

  • «Единственный выход - умереть!»,

  • «Больше не могу!»,

  • «Больше вы меня не увидите!»,

  • «Вы верите в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!»,

  • «Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!»,

  • «Выхожу из игры, надоело!».

  1. Активная предварительная подготовка. Собирание от­равляющих веществ и лекарств, боевых патронов; рисунки с гробами и крестами; разговоры о суициде как о лёгкой смерти; посещение кладбищ и красочные рассказы о них; частые разго­воры о загробной жизни.

Памятка для учителей и классных руководителей «Как не допустить суицид у подростка»

Если вы школьный учитель и если вы чувствуете, что с ребен­ком творится что-то неладное, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоя­нием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и жизни. Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, вам поможет памят­ка, подготовленная специалистами МГППУ.

Что в поведении подростка должно насторожить учителя?

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

  • У подростка длительное время подавленное настроение, по­ниженный эмоциональный фон, раздражительность.

  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а так­же среди значимых взрослых или сверстников.

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить - попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек гово­рит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность при­чинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого че­ловека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

  • Резкое изменение социального окружения (например, в ре­зультате смены места жительства).

  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, кон­фликты, ситуации насилия).

Что делать учителю, если он обнаружил опасность?

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков, это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему по­мочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнори­руйте ситуацию. Не проходите мимо!

  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специали­стам за помощью.

  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида?

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффек­тивен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, обращенную на себя). В под­ростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия яв­ляется заключение договоренностей. Если ограничение необходи­мо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.

  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей ат­мосферы в классе, ориентировать учеников на совместную дея­тельность и сотрудничество.

  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. По­говорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторо­ну кого-либо из участников конфликта.

  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом.

  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдален­ное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят учени­ки, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.

  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является од­ним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире, - личность ученика. Помогите уче­никам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Воз­можно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится во­йти в конфликт и обесценить вас.

  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

Литература

1. Канабина С.С. Профилактика суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости. – Иркутск, 2015. – 170 с.

Материал подготовил: педагог-психолог МУ "ЦППМСП"

                              Волкова Е.Н., февраль 2025 года.

 

19-02-2025, 13:37 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр