Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения
Дети с нарушенным зрением чаще всего пользуются только своим дефектным зрением, которое обедняет их чувственный опыт, искажает предметные представления. У детей отмечается неточность восприятия изображения, пропуск деталей изображения. Возникающие образы искажаются и бывают неадекватными действительности. Формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке, а в дальнейшем и относительно реального предмета. Осязание же поможет компенсировать зрительную недостаточность. На основе возникшего осязательного образа формируется соответствующее представление о предмете, его пространственных и физических свойствах. Ребенок с помощью осязания дополняет, расширяет и проверяет информацию, которую получает при помощи других анализаторов. Подключение осязательного восприятия к зрительному, в значительной мере расширяет чувственный опыт, что является основой для развития психики ребенка, формирования у него познавательной деятельности и социально - адаптивного поведения.
Основные закономерности возрастного развития (от 0 до года).
Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.
Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Становление таких жизненно важных функций, как регуляция дыхания, сердечнососудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами. Формирование же функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в значительной степени обусловлено особенностями социального окружения и воспитания. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.
Правила организации занятий дома для детей с синдромом Дауна
В настоящее время подтверждено, что «солнечные» детки проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии дошкольников с учётом специфических особенностей, характерных для детей с синдромом Дауна.
Основными психофизическими особенностями развития таких детей являются:
Игровые упражнения на развитие навыка установления причинно-следственных связей у дошкольников с задержкой психического развития.
Законы мира, сущность предметов и явлений, общее и различное в них мы познаем с помощью абстрактного мышления. Данный вид мышления начинает формироваться в норме в старшем дошкольном возрасте.
У детей в ЗПР развитие абстрактного мышления существенно запаздывает, но при условии организации специальных игровых упражнений можно ускорить и качественно улучшить мыслительные способности детей. В игровых упражнениях проще усваиваются знания, умения, навыки. При помощи игровой ситуации легче привлечь и удержать внимание ребенка, лучше запоминается и сохраняется в памяти ребенка материал.
Обращайте внимание на развитие речи ребенка, так как важно не только найти правильное решение, но и объяснить, обосновать свой выбор.
Для ребенка с нарушением развития сначала нужно объяснить задание, дать образец выполнения, выполнить совместно несколько упражнений, деликатно проконтролировать ход выполнения и, если возникнет необходимость, незаметно внести коррективы (упрощение, детализация и др. для посильного освоения игрового задания).
«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.
Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким - с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?
Научите ребенка общаться.
(Советы родителям по воспитанию ребенка с нарушениями зрения).
Для развития коммуникативных способностей ребенка важнейшее значение имеет общение родителей со своим малышом. Эти рекомендации помогут родителям и тем взрослым, которые проводят большую часть времени с ребенком, найти правильный подход к нему, научиться взаимодействовать с ним, быть необходимым ребенку не только в плане физического ухода за ним, но и для равноправного общения.
Чаще ходите с малышом на прогулки в лес, парк. Учите его внимательно рассматривать все, улавливать запахи, звуки, узнавать деревья и кусты, их плоды, листья с помощью зрения и на ощупь, воспринимать изменения, происходящие вокруг. Все, что вы видите и наблюдаете, обсудите вместе с ребенком, предложите ему рассказать о том, что он чувствует и как воспринимает.
Развивайте речь малыша: учите его правильно называть окружающие предметы и действия с ними, четко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, обращать внимание на интонацию.
Особенности развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет
Чтобы лучше понимать детей этого возраста, давайте пройдемся по особенностям развития, зная которые и Вам будет легче выстраивать отношения со своим ребёнком, и детям будет легче, если Вы будете преподносить информацию, учитывая их возрастные потребности.⠀
-
В этом возрасте меняется игра. Она по-прежнему ведущий вид деятельности и очень значима. Просто она увеличивается по времени, меняются правила игры, на первый план выходят сюжетно — ролевые. ⠀
-
Меняется мышление. К наглядно — образному добавляется словесно — логическое. ⠀
Формирование представлений о частях суток у дошкольников с ОВЗ.
Временные представления – это представления об изменении состояний объектов и процессов в конкретной последовательности, т.е. представления о смене времен суток, времен года и иных циклических событиях.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.
Временные представления формируются у детей постепенно. Они начинают свое активное развитие в старшем дошкольном возрасте и продолжают формироваться на этапе начального школьного обучения.
Особенности развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет
Чтобы лучше понимать детей этого возраста, давайте пройдемся по особенностям развития, зная которые и Вам будет легче выстраивать отношения со своим ребёнком, и детям будет легче, если Вы будете преподносить информацию, учитывая их возрастные потребности.⠀
-
В этом возрасте меняется игра. Она по-прежнему ведущий вид деятельности и очень значима. Просто она увеличивается по времени, меняются правила игры, на первый план выходят сюжетно — ролевые. ⠀
-
Меняется мышление. К наглядно — образному добавляется словесно — логическое. ⠀
-
Меняется поведение в социальной сфере. Дети могут выполнять просьбы, нести ответственность за свои поступки. С детьми можно договориться, объяснить что-то. Растет способность справляться со своими чувствами. ⠀
-
Появляется интерес к противоположному полу ⠀