Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Предупреждение нарушений чтения и письма у ребёнка

Предупреждение нарушений чтения и письма у ребёнка

 

Сейчас среди детей очень распространены нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия) Проявляются они в том, что в первом классе ребёнок не может толком научиться читать и писать.

 

При чтении ребёнок допускает следующие ошибки:

-      Не может составить из букв слоги (отрывает их буквы друг от друга);

-      Переставляет местами звуки в слове;

-      Неправильно читает буквы;

-      При чтении пропускает буквы;

-      Может добавлять лишние звуки;

-      Читает очень медленно;

-      Плохо понимает прочитанный материал;

-      Не запоминает прочитанное, не может его пересказать.

 

При письме ребёнок допускает следующие ошибки:

-      Не удерживает строку, пишет криво, съезжает со строки;

-      Пишет буквы разного размера; плохой почерк

-      Вместо одних букв пишет другие;

-      Добавляет или пропускает буквы;

-      Переставляет буквы местами;

-      Разрывает слово на части;

-      Пишет слова слитно;

 

Причины формирования нарушений чтения и письма

  • У ребёнка нарушен речевой слух – он не различает на слух (в том числе и в своей речевой памяти) одни звуки от других. Поэтому он путает при чтении и на письме те звуки, которые плохо различает.
  • Ребёнок путает произносительные образы звуков – то есть он путает артикуляционные позиции, в которых произносятся звуки.
  • Ребёнок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.
  • Ребёнок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объём материала (зрительного или слухового или того и другого одновременно). Например, он не может воспринимать целиком всё слово (или предложение) Отдельные его части (или слова) выпадают из поля его зрения или слуха.
  • Ребёнок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно определять последовательность букв или звуков в слове.
  • У ребёнка недостаточно чёткие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо, он может писать неправильно буквы (зеркально).

Чтобы выяснить, предрасположение ребёнка к нарушениям чтения и письма, нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию), а также уровень сформированности у него умственных действий. Нужно проверить:

  • Нарушен ли у ребёнка речевой слух.
  • Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи (звукосочетания, слова, предложения).
  • Устойчивы ли произносительные навыки.
  • Хорошо ли он воспринимает и анализирует речевой материал.
  • Достаточный ли объём зрительного материала ребёнок воспринимает и может удерживать в памяти.
  • Достаточный ли объём слухового материала ребёнок воспринимает и может удерживать в памяти.
  • Способен ли ребёнок улавливать последовательность зрительных объектов.
  • Способен ли ребёнок улавливать последовательность слуховых объектов.
  • Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отношения.

Проверка речевого слуха

Если ребёнок при проверке звукопроизношения путает звуки, это может говорить о нарушении речевого слуха.

Ребёнок может смешивать между собой пары звуков: [с - ш], [з - ж], [ч - ц], [с - ц], [с - з], [ш - ж], [ш - щ], [ч - щ],

[р - л], [л - й], [р - й], [г - к], [д - т], [в - ф].

 

Как проверить речевой слух?

  1. Взрослый произносит ряд звуков, например: [р], [б], [м], [л], [с], [р], [в], [п]…..   Ребёнок должен хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышит звук [р].
  2. Задание тоже, но теперь ребёнок поднимает руку на звук [л].
  3. Задание аналогичное, но теперь взрослый произносит слоги. Произносить надо чётко, тянуть первый звук.

Восприятие единиц речи

Развитие способности к восприятию и анализу зрительного материала.

  • Разложите перед ребёнком геометрические фигуры: ромб, квадрат, треугольник, круг, полукруг, круг с неровными очертаниями, овал, пятиугольник. Показывайте ребёнку фигуру и просите его найти среди лежащих на столе такую же.
  • Положите перед ребёнком эти же геометрические фигуры. Он должен разложить их на две кучки: похожие к похожим. В одну кучку отложить ромб, квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник; в другую – круг, овал, полукруг и круг с неровными очертаниями. Попросите его объяснить, почему он именно так рассортировал фигуры.
  • Ребёнок должен находить отличия на двух похожих картинках.
  • Ребёнок должен рассказать, чем отличаются два похожих предмета (например, стол и стул, тарелка и блюдце).

Следующие задания подходят для того, чтобы начать знакомить ребёнка с названиями букв. Название букв должно полностью совпадать со звучанием звука (то есть буква Р должна называться [Р], а не ЭР, буква П - [П], а не ПЭ и т.д.)

  • Положите перед ребёнком несколько сходных по начертанию букв (например: Р, Я, Ь, Б, В, Ы; или П, Н, И, Й). Показывайте ребёнку одну из букв, он должен найти на столе такую же.
  • Покажите ребёнку две похожие между собой буквы: Ш – Щ, Ц – Щ, Б – В, Г - Т, З – В, К – Ж, Ч – Я, Р – Ь, Ь – В, Ь – Б, Г – Б, О – Ю, Е – Ё, И – Й, С – О, З – В. Он должен из первой буквы дорисовать вторую.
  • Положите перед ребёнком две буквы. Он должен реконструировать первую букву во вторую (что-то дорисовать, что-то замазать белым маркером), например: П – Н, П – И, Н – И, О – С, О – Э, Л – А, В – Ь, Ы – Ъ, Х – У, Ф – О, Я – Ж, М – П, Р – Ь.                                                

Увеличение объёма зрительного материала, который ребёнок может удерживать в памяти.

  • Положите перед ребёнком 7 – 8 предметов. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один предмет. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.
  • Положите перед ребёнком 6 – 7 картинок, ребёнок должен их запомнить. После этого смешайте эти картинки с другими 8 – 10 картинками. Ребёнок должен найти те картинки, которые он запомнил.
  • В дальнейшем увеличивайте количество предметов и картинок до 10.
  • Два предыдущих задания ребёнок должен выполнять на материале простых по начертанию букв (количество букв увеличивайте от 5 до 8.)
  • Ребёнок должен по памяти после кратковременного показа назвать различные геометрические фигуры.
  • Ребёнок должен нарисовать простую по начертанию букву по образцу, а затем по памяти после кратковременного показа (например: П, Т, Г, Л, С, О, Р, Х, Ь).
  • Покажите ребёнку простой предмет (мяч, ручку, книгу…), затем уберите. Ребёнок должен по памяти рассказать, что это был за предмет, какой он формы, цвета, величины и т. д.

Увеличение объёма слухового материала, который ребёнок может удерживать в памяти.

  • Ребёнок должен запомнить 7 – 8 простых, коротких слов (например: лес, дом, мама, сон, день, кино; или утро, дым, забор, сын, ковёр, рана). Повторите ребёнку слова несколько раз. Через пять минут он должен назвать вам эти слова.
  • Вы называете ребёнку слово, а он для лучшего запоминания подбирает к нему картинку из предложенных. Затем вы называете следующее слово и т. д. Через пять минут, просматривая картинки, ребёнок должен вспомнить те слова, которые вы ему называли. Он должен запомнить 6 – 8 слов.
  • В дальнейшем количество слов увеличивается до десяти.
  • Ребёнок должен запомнить три простых предложения (например: Мама моет посуду. На улице идёт дождь. Мальчик катается на велосипеде.). Можно повторить их 2 – 3 раза. После этого ребёнок должен повторить предложения.
  • Ребёнок должен придумать три предложения по трём сюжетным картинкам и запомнить их. Затем, просматривая картинки, он должен их повторить по памяти.
  • Покажите ребёнку 3 – 4 картинки с изображением различных предметов (кошка, человек, велосипед и т. д.). Попросите его придумать с каждым из этих слов по предложению. Затем, просматривая картинки, ребёнок должен их повторить дословно по памяти.

Развитие способности к восприятию и анализу последовательности зрительных объектов.

  • Положите перед ребёнком в ряд 7 – 8 предметов. Попросите его отвернуться и в это время поменяйте в ряду два предмета местами. Ребёнок должен восстановить последовательность предметов в ряду.
  • Поставьте перед ребёнком в ряд 7 – 8 предметов, затем смешайте их. Ребёнок должен по памяти восстановить нарушенный ряд.
  • Постепенно увеличивайте количество предметов до десяти.
  • Два описанных выше задания выполняйте с ребёнком на материале букв. Выбирайте не похожие друг на друга по начертанию буквы.
  • Положите перед ребёнком две-три буквы (которые он уже знает) подряд, попросите сказать вам, какая буква в ряду лежит первой, какая второй, какая третьей.
  • Положите перед ребёнком 4-5 букв подряд. Называйте ему буквы, которые он должен поменять местами, ребёнок должен выполнять ваши инструкции.

Развитие способности к восприятию и анализу последовательности слуховых объектов.

  • Воспроизводите за спиной у ребёнка знакомые ему звуки в определённой последовательности (можно использовать вперемежку речевые и неречевые звуки)

Звуковой ряд должен включать в себя 7 – 8 звуков. Ребёнок должен повторить за вами последовательность звуков.

  • Воспроизводите за спиной у ребёнка знакомые ему звуки в определённой последовательности (можно использовать вперемежку речевые и неречевые звуки), как в предыдущем задании. После этого воспроизведите этот же звуковой ряд, пропустив один звук. Ребёнок должен сказать, какой звук вы пропустили.
  • Количество звуков увеличивать до десяти.
  • Произнесите три гласных звука (например: [а], [о], [у] или [у], [ы], [э]. ребёнок должен повторить этот ряд за вами. Количество звуков увеличить до пяти.
  • Произнести три гласных звука (как в предыдущем случае), а затем только первый и последний звуки ряда. Ребёнок должен определить, какой звук вы не произнесли. Звуковой ряд нужно произнести три раза подряд.
  • Произнесите подряд два согласных звука (желательно, чтобы оба звука или хотя бы первый можно было тянуть, например: [шр], [вр], [сш], [хш], [хф], [мб]. Ребёнок должен сказать, какой звук в звукосочетании идёт первым, какой второй.
  • Вы должны произносить открытые ([ма], [со], [лы], [жу]) и закрытые ([ар], [ос], [уш], [им]) слоги. Ребёнок должен сказать, какой звук идёт первым, какой вторым.

Восприятие пространственных отношений

Чтобы научиться хорошо читать и писать, нужно хорошо ориентироваться в пространстве:

различать верх - низ, лево – право.

  • Выясните ведущую руку у ребёнка.
  • Насколько хорошо он ориентируется в собственном теле.
  • Ориентировку в окружающем пространстве.

  Упражнения для выработки навыка ориентировки на листе бумаги.

  1. Графический диктант

Интересным и очень полезным упражнением для выработки ориентировки на плоскости листа в клетку являются графические диктанты, когда по словесной инструкции ребёнок изображает фигуру. При этом обязательно задаётся начало работы точкой – это «старт». К «финишу» ребёнок приходит сам. «Старт» и «финиш» должны совпасть. Но сначала, желательно, научить ребёнка вычерчивать карандашом бордюры по образцу и инструкции взрослого. Берутся только направления вверх, вниз, влево, вправо с указанием количества клеток. Затем даются более сложные команды, которые сначала отрабатываются в медленном темпе и сопровождаются движением рук ребёнка: «Подними правую руку вверх наискосок, опусти вниз наискосок, подними левую вверх наискосок, опусти вниз наискосок. Изобрази на бумаге направления стрелками: вправо - вверх наискосок, вправо - вниз наискосок, влево – вверх наискосок, влево - вниз наискосок (бумага нелинованная).

При выполнении работы на листе в клеточку добавляется ещё и количественный ориентир, определяющий размер отрезка.

Обязательно работать простым мягким карандашом и ластиком. По завершении работы можно предложить ребёнку раскрасить, а при плохой моторике рук – заштриховать рисунок цветным карандашом.

Любую допущенную ошибку надо обсудить и исправить, приучая ребёнка проводить аккуратные линии.

  1. «Муха»

-      Разграфить на клетки альбомный лист (12 – 16 клеток).

-      К нижнему краю каждого квадрата приклеить цветноё квадрат – карман. В эти карманы можно будет прятать картинки, буквы, слоги и др.

-      Игрушечная муха на резинке, чтобы закрепить её на пальце.

Правила игры:

  1. Заложить в ячейку букву или картинку и запомнить её местонахождение.
  2. Выбрать любую ячейку в качестве начала отсчёта.
  3. Объяснить ребёнку, что одна команда – это один перелёт мухи на другую ячейку: «Вправо – вверх – вниз – влево – вниз - муха!»
  4. Ребёнок должен отодвинуть шторку и найти «муху». 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медленный темп работы помогает ребёнку осознать, в какую сторону надо начать движение.

Если у ребёнка выработаны навыки ориентирования, роли меняются и ребёнок становится ведущим.

Закладывать можно две-три картинки или буквы. Затем из букв составить слово, а картинки обыграть (например, обобщающие понятия).

 

Развитие зрительного восприятия букв.

Чтобы ребёнок лучше запоминал печатные буквы, необходимо анализировать, из каких элементов состоит данная буква, как они расположены по отношению друг к другу: справа, слева, вверху, внизу, вертикально, горизонтально, наискосок.

Эти понятия необходимо вводить в словарь ребёнка постоянно и закреплять, проговаривая, в процессе конструирования букв из палочек и овалов.

 

Игра «Буквы поломались»

Ребёнку предъявляется карточка, например, без указания букв:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция: «Подумай, какую букву можно собрать из этих элементов».

В зависимости от возможностей ребёнка игра проводится в одном из трёх вариантов:

  1. По образцу, когда даётся буква К, а ребёнок конструирует ей. Из предлож6енных элементов, проговаривая свои действия.
  2. По инструкции, указывая какой из элементов надо взять и как его расположить, например: «Возьми самую длинную палочку и положи её вертикально; от середины её справа расположи две другие маленькие палочки так, чтобы одна была наискосок вверх, а другая наискосок вниз. Какая буква получилась?»
  3. Предъявить три палочки и попросить сделать из них букву.

Такие упражнения развивают оптико-пространственные отношения, речь, мышление.

 

Успехов в работе!

 

Подготовила учитель-дефектолог Гаевская Н.М. 

26-02-2015, 22:30 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр