Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Родителям детей с ОВЗ

Причины отклонений в развитии. 

Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями. Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.

В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний центральной нервной системы, обуславливающих аномалии в развитии, их дифференциальная диагностика затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что правильный диагноз, имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий.

Наряду с наследственной патологией нарушения психомоторного развития, могут возникать в результате воздействия на развивающий мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это инфекции, интоксикации, травмы. Тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным  недоразвитием мозга ребенка.

Среди причин, обуславливающих отклонения в психомоторном развитии ребенка, определенную роль может играть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус - фактору и антителам крови. Резус или групповые антитела, проникая через плацентарный барьер, вызывает распад эритроцитов плода. В этом случае, в первую очередь поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к нарушению слуха, речи, расстройствам эмоциональной сферы и поведения.

При внутриутробных поражениях мозга возникают наиболее тяжелые отклонения в развитии, включающие умственную отсталость, недоразвитие речи, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Наиболее тяжелое поражение плода возникает при заболевании матери в первом триместре беременности.

Частота поражение плода при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны в этом отношении краснуха, эпидемический паротит, корь. Поражение плода так же может быть и при заболевании беременной женщины инфекционным гепатитом, ветряной оспой, гриппом.

Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают также внутриутробные интоксикации. Внутриутробные интоксикации могут возникать при применении матерью во время беременности лекарственных средств. Особенно неблагоприятное влияние на развивающийся плод оказывает употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотических средств, а также курение.

К функциональным причинам, вызывающим отклонения психомоторного развития, относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми), главным образом в 1-е годы жизни. Известно, что неблагоприятные условия воспитания, особенно в младенческом и раннем возрасте, замедляют развитие коммуникативно-познавательной активности детей. Процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуаций развития. Нарушения психомоторного развития имеют различную динамику. Наряду со стойкими отклонениями в развитии, обусловленным органическим поражением мозга, наблюдается множество так называемых обратимых вариантов, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленности, педагогической  запущенности. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий. Среди таких обратимых форм нарушений впервые годы жизни наиболее часто наблюдаются отставания в развитии моторики и речи.

Практика показывает, что многие родители при наличии у детей речевых и двигательных нарушений, основное значение придают медикаментозному лечению явно недооценивая важность коррекционной работы.

Материал подготовил: учитель-дефектолог Габбасова Н.Р.

18-11-2019, 13:31 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр