Особенность профориентационной направленности умственно отсталых школьников.
Предварительный выбор профессии и практическое принятие решения профессионального самоопределения является центральным новообразованием старшего школьного возраста. Профессиональная ориентация – это комплекс мер, которые направлены на социально-трудовую адаптацию и трудоустройство, особенно выпускников специальных коррекционных школ для детей с умственной отсталостью.
Для прогноза трудоспособности, успешности трудовой деятельности важно знание уровня развития интеллекта. Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой умственной отсталостью, у которых трудовые навыки вырабатываются постепенно по мере освоения несложных профессий и видов физического труда. Учащиеся с умеренной умственной отсталостью, как правило, нетрудоспособны в производственных условиях. Адаптация их к труду возможна только в особо созданных, преимущественно надомных условиях, при выполнении отдельных элементарных операций физического труда под наблюдением родственников.
Профессиональное самоопределение затруднено не только из-за бедности жизненного опыта, незрелости интересов и неадекватности самооценки умственно отсталых подростков, но и в связи с ограниченностью их знаний о профессиях, о тех отраслях, в которых они могли бы трудиться, о собственной профессиональной пригодности к определенному виду труду.
Оценка своих индивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их с требованиями профессии представляются для выпускников коррекционной школы весьма сложной задачей. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков должно осуществляться под руководством школы и семьи.
Возможности для трудоустройства и карьерного роста будущих выпускников определяется по соответствию возможностей учащихся и особенностей рынка труда данного региона. Профессии, овладение которыми дает выпускникам с умственной отсталостью наибольшую возможность быть конкурентоспособными на рынке труда. Это в первую очередь рабочие профессии (слесарь, столяр, фрезеровщик), а так же швеи, повара и рабочие по благоустройству.
Коррекционная школа для детей с умственной отсталостью считается трудовой школой. Основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности, подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ в условиях обычного трудового коллектива.
Таким образом, целенаправленная, комплексная профориентационная деятельность при активном взаимодействии всех участников педагогического процесса – оказывает положительное влияние на формирование профессионального самоопределения умственно отсталого школьника и способствует его личностному развитию.
Материал подготовил учитель-дефектолог Габбасова Н.Р.