Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям на заметку

Что должен знать дошкольник о времени

Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня»«завтра»«вчера»«сначала»«потом» и т. п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечают исследователи, являются:

  • объективные – время не имеет наглядных средств, а ребенок мыслит образами;

  • субъективные - недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления, а также недооценку времени окружающими взрослыми.

Понятие «быстро», «медленно» формируется у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др. Наблюдая за деятельностью животных и людей, за движением транспорта, необходимо комментировать скорость: «Эта машина едет быстро, а эта – медленно», «Собачка быстро бежит, а кошечка – медленно».

 Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Взрослые называют отрезок времени и перечисляют соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы заправили кровати и пойдём в детский сад. Днём ты будешь в детском саду играть, заниматься, гулять и обедать». Ребенка спрашивают, например: «Что мы будем делать вечером?» и т.д.

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Читая и рассматривая книги, обращайте внимание на то, когда происходит это событие (В какую часть суток).

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Взрослый постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»

Для лучшего понимания предлагается  дома использовать отрывной календарь, каждый день вместе отрывать лист и проговаривать, что сегодня наступил новый день. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Последовательность дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей: «Чем мы занимаетесь по понедельникам?» (Ходим в бассейн). «Что будем делать во вторник, т. е завтра?» (Пойдём в театр) и т. д. Пусть ребенок сам снимает листки календаря и складывает из суток неделю, из недель - месяц. Необходимо оформить коробку, куда он будет складывать листы календаря. У ребенка будет наглядное представление о смене дней, месяцев, он может подойти посчитать, сколько прошло дней, сколько осталось до конца недели. При окончании одного месяца необходимо проговорить, что наступает новый месяц, посчитать, сколько дней было в прошлом месяце уложить стопочку листов и начать складывать новый месяц.

Знакомьте ребенка с временами года, названиями месяцев.. Заставлять его специально заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не следует. В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая малышу стихи и сказки, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь. Сравнивайте зиму и лето, весну и осень. Организуйте наблюдение за деревом, растущим за окном (или около подъезда). Обращайте внимание ребёнка на то, как оно меняется в разные сезоны. Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: "Это весна или осень?", "Бывает так в декабре?", "Скоро ли наступит здесь зима?" и т. д.

После настоящих совместных путешествий и поездок с ребенком у вас наверняка будут накапливаться фотографии. Расположите их в альбоме в том порядке, в котором они были сделаны, и рассмотрите их вместе с малышом. При этом обсуждайте последовательность происходивших событий: "Сначала мы...", "Потом было...", "После этого ты..." и т. д. Старший дошкольник может почувствовать и оценить более длительные промежутки времени. Бумажная лента-ростомер в детской показывает, что за день и за неделю ничего не изменилось. А через месяц? Через три месяца?

 

Чтобы ребёнку было легче и интереснее познавать временные представления, необходимо «проживание» всех временных отрезков, т.е. активное участие в режимных моментах, в сезонной деятельности совместно с семьёй (работа в саду и в огороде, отдыхе на природе) с последующим обсуждением происходящего. Использование взрослыми временных терминов при разговоре с детьми позволит активизировать в речи детей изученные понятия.

Материал подготовил: учитель-дефектолог Щербатова Н.В.


3-06-2021, 13:59 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр