Использование компьютера в развитии и социализации детей с ОВЗ.
Детям с нарушениями в развитии, у которых собственные ресурсы познания мира часто сильно ограничены, взрослые – родители, педагоги, стремятся дать за короткое время как можно больше информации о мире, зацепиться за любой интерес ребенка, который мог бы направить его по пути развития и адаптации к современной жизни.
В этом ракурсе компьютер обладает высоким потенциалом, стимулирующим интерес ребенка к познанию.
Компьютерные программы, в том числе и игры, позволяют ребенку производить простейшие аналитические операции. Анимация и звуковые эффекты создают положительный эмоциональный настрой и мотивируют ребенка на выполнение новых заданий. Все это позволяет обучать ребенка на более высоком уровне интереса, с меньшим количеством ошибок.
Некоторые категории детей с ОВЗ, в частности, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), гораздо легче ориентируются в компьютерной игре, чем в действиях человека, сопровождающихся гораздо большей гаммой реакций.
При использовании компьютера на занятиях необходимо помнить о том, что главная задача этой работы – научить ребенка жить в обществе, стимулировать его умение использовать полученные навыки в реальной жизни.
Очень важно, чтобы ребенок занимался компьютерными занятиями совместно со взрослым и воспринимал взрослого (родителя или педагога) как участника занятия-игры. Взрослый должен стать для ребенка источником положительных эмоций, общего интереса в работе над заданиями.
Крайне нежелательно, чтобы компьютер заменил ребенку, а особенно ребенку с дефицитом возможностей в коммуникативной сфере, мир реальный.
От педагога (родителя) зависит выбор программ, количество времени, которое будет выделено для занятий с компьютером.
Компьютер может стать мощным средством поощрения за старания ребенка в бытовой жизни и на других занятиях. Помимо компьютера целесообразно использовать и другие технические средства и оборудование:
для творческих работ: планшет, фотоаппарат, камеру, ламинатор, принтер и др.
Положительные стороны компьютерных игр (программ):
-
Изображение (буква, картинка) появляется на экране мгновенно и остается на длительное время. Это позволяет ребенку осмотреть изображение, отделить его от фона, оперировать изображением –двигать, удалять, восстанавливать, окрашивать и др.
-
Дети с двигательными нарушениями, для которых процесс письма весьма энергозатратен, быстро теряют интерес к общению через письмо, тогда как с компьютером, общение получается. Пока ребенок не устал, можно сделать много.
-
Возникшую ошибку можно исправить. Это экономит силы ребенка и не фиксирует внимание ребенка на ошибке.
-
Компьютер предъявляет буквы, цифры, знаки и др. в правильном написании, т.е педагог избегает в работе перевороты, зеркальное написание знаков, формируя устойчивый зрительный стереотип изображения знаков (букв, цифр).
-
Экран монитора, в отличие от листа бумаги находится во фронтальной плоскости по отношению к глазам ребенка, наклоняться не нужно. Ребенок смотрит вперед и столько, сколько он сам сможет.
-
Компьютер сводит воедино работу зрительного анализатора, тонкой моторики и образного мышления.
Основные направления, в рамках которых решаются коррекционно-образовательные задачи:
-
Сенсорная стимуляция (цвет, звук, их интенсивность).
-
Формирование устойчивой связи «намерение-движение-оценка результата» - осознание ребенком алгоритмов деятельности.
-
Развитие внимания, памяти, мышления.
-
Моделирование поведения и переведение его из виртуальной плоскости в реальные действия.
-
Основы профориентации.
-
Альтернативная коммуникация.
-
Консультирование неговорящих детей.
Материал подготовил: учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП"
Чабан Л.В., Октябрь 2021