Сопровождение семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья младенческого возраста.
Ранняя комплексная помощь - это новая быстро развивающая область междисциплинарного знания, включающие в себя теоретические и практические основы комплексного сопровождения детей с первых месяцев жизни, имеющих отклонения в развитии и детей группы риска.
Характерной особенностью раннего возраста является высокая пластичность всего организма и быстрая обучаемость, так как ребенок обладает большими компенсаторными возможностями развития. Очередность созревания тех или иных функциональных систем мозга в процессе развития организма ребенка зависит как от генетической программы, так и от внешней среды, оказывающей влияние на развитие ребенка. Своевременное появление в психическом развитии ребенка необходимых возрастных достижений зависит от ряда условий: нормального функционирования головного мозга, физического здоровья малыша, сохранности органов чувств, благополучия социальной среды и воспитания.
В последнее время отмечается рост числа детей младенческого возраста с отклонениями и низким темпом психомоторного развития. Причины этого разнообразные, в том числе и перинатальное поражение центральной нервной системы. Знание этого фактора позволяет прогнозировать возможность неблагоприятного психофизического развития ребенка в дальнейшем. От эффективной организации ранней комплексной помощи в определенной степени зависит снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Вместе с органическим дефектом организму даны силы и стремления к его преодолению. Поэтому воспитание детей с различными нарушениями должно основываться на учете того, что одновременно с дефектом обнаруживаются компенсаторные возможности для его преодоления, которые должны быть учтены в воспитательном процессе как его движущая сила.
С первых месяцев жизни, необходимо создать специальные условия окружающей среды, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии, а так же активизации темпа психического развития. Для этого возникает необходимость включения специальных педагогических технологий в комплексную медицинскую реабилитацию детей первого года жизни сразу после рождения.
Медицинская и психолого-педагогическая помощь детям первого года жизни с нарушениями в развитии оказываются в форме комплексной реабилитации. Реабилитация детей первого года жизни – это не только восстановление или компенсация нарушенных функций организма, но и создание условий адекватного возрастного формирования всех органов и систем. Комплексная реабилитация ребенка младенческого возраста, предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-педагогических мероприятий, ориентированных на ребенка и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля, но реальная помощь ребенку младенческого возраста с ограниченными возможностями здоровья возможна только при условии заинтересованного грамотного подхода родителей к проблеме ребенка, формировании у родителей адекватных представлений о нарушении развития ребенка, и о его индивидуальных возможностях.
Материал подготовил: учитель-дефектолог МУ "ЦППМСП" Габбасова Н.Г.