Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям детей с ОВЗ

Развитие цветовосприятия как одно из условий успешного лечения глазных заболеваний детей с нарушением зрения в специализированном дошкольном образовательном учреждении.

Цветовосприятие, или цветовое зрение, играет важную роль в жизни ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве.

При нарушении зрения происходит сокращение, ослабление таких функций зрительного восприятия как скорость, полнота и точность, которые напрямую зависят как от остроты зрения, так и от состояния цветоразличения. Различительная способность к цвету нарушается при заболеваниях зрительно-нервного аппарата (заболевания сетчатки, зрительного нерва, глаукомы), у детей, имеющих остаточное зрение в пределах 0,01 - 0,04, а также слабовидящих.

Существуют следующие типы нарушений цветового зрения:

• полная цветовая слепота, когда все цвета кажутся серыми;

• частичное нарушение цветоразличения оттенков красных и зеленых цветов. Все цвета воспринимаются в двух основных тонах: жёлтом и голубом. В некоторых случаях отмечается преимущественное снижение различительной способности к красным, в других - к зеленым лучам;

• Частичное нарушение цветоразличения к сине-фиолетовой части спектра, когда спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленых тонах.

Нарушение цветоразличения может быть врожденным или приобретённым, в зависимости от чувствительности зрительного анализатора к разным участкам спектра. Так, при врождённых нарушениях отмечается снижение чувствительности в основном к красному и зеленым цветам, а при приобретённых нарушениях - к красным, зелёным, синим. Цветоразличительная функция при приобретенных формах нарушений может давать значительные сдвиги в развитии и даже полностью нормализоваться.

Разнообразие заболеваний и проявление нарушений цветового зрения предполагает учёт индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создании условий, компенсирующих недостатки цветового восприятия.

В комплексном лечении глазных заболеваний в ДОУ широко применяется цветоимпульсная терапия, оказывающая профилактическое и лечебное воздействие на зрительный анализатор ребёнка и весь организм в целом.

В лечебных целях используется красный, оранжевый, зелёный, синий цвета. Красный и оранжевый цвета улучшают микроциркуляцию, повышают чувствительность рецепторов сетчатки, и остроту зрения. Зелёный цвет улучшает микроциркуляцию глаза, понижает внутриглазное давление, наиболее эффективно восстанавливает биоритм зрительного анализатора. Синий - обладает успокаивающим действием, снижает внутриглазное давление.

Одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников с нарушением зрения - последовательное ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета и их систематизацией. В основе такого ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей эталонов цвета. Зная, что цвет, растормаживая сетчатку, влияет на повышение остроты зрения амблиопичного глаза, педагоги ДОУ используют в своей работе яркий, красочный дидактический материал и соответствующую предметно – развивающую среду.

Тифлопедагоги разработали и широко используют специальные методики развития цветовосприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения:

методика коррекции различимости цветового тона реализуется с помощью фотостимулятора, компьютера, локализатора с интерференцированными фильтрами. Предлагается контрольное задание: «Назови цвета, вспыхивающие в случайном порядке полей»;

методика тренировки цветового зрения реализуется с помощью тренажёра, состоящего из цветных кружков. Ребенку предлагается сосчитать количество цветных кружков от центра к периферии, а затем в обратном направлении, называя цвет каждого кружка. Данная методика помогает детям быстро ориентироваться при определении окраски предметов;

методика активизации зрительной системы, путём воздействия на неё цветных светофильтров также широко используется педагогами, так как работа с цветными светофильтрами эффективна при восстановлении бинокулярного зрения, для профилактики близорукости, при лечении рефракционной амблиопии (при дальнозоркости и близорукости).

Методика предполагает рассматривание объектов через цветные плёночные светофильтры с постепенным уменьшением их размеров и увеличением расстояния. При работе с цветными фильтрами учитывается часть суток и время года, например: жёлтые светофильтры используются в пасмурные дни, в осенне-зимний период с укороченной естественной освещённостью; утром используется жёлтый цвет (ближе к цвету восходящего солнца); днём - зелёный (как цвет окружающей природы в летнее, наиболее комфортное время года);

вечером - синий (как цвет неба после захода солнца, непосредственно перед ночью). Красный цвет действует возбуждающе, поэтому применяется по рекомендации врача. При косоглазии - предпочтение отдаётся светофильтрам оранжевого цвета; при близорукости, дистрофии сетчатки глаза – бирюзово - зелёные; при катаракте, глаукоме — синие светофильтры.

Зелёный светофильтр подходит при любом глазном заболевании.

Для тренировки глазодвигательных, цилиарных и мышц радужки, а так же для профилактики застойных явлений в них, используются цветоимпульсные очки с разноцветными фильтрами, а также видеоазимуты, бегущие огни, электронные игры с цветофильтрами.

Чтобы повысить чувствительность к различению не только цветового тона, но и элементов изображений, нами широко применяется методика коррекции нарушений различимости хроматического контраста. Детям предъявляются ритмические стимулы, имеющие форму круга или квадрата, цвет которых контрастирует с цветом фона по принципу оппонентности: красное изображение на зелёном фоне, зелёное - на красном; синее - на жёлтом, жёлтое - на синем; красное - на синем, синее - на красном.

В специально организованной деятельности, педагоги знакомят ребёнка с изменяемостью каждого цвета по светлоте, учат группировать цвета на тёплые и холодные, знакомят с мягкими пастельными и резкими контрастными сочетаниями цветов.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета, организованное взрослыми, помогает ребёнку увидеть всё разнообразие цветовых тонов и сформировать зрительный образ цвета.

Тифлопедагоги ДОУ разработали и широко используют развивающую компьютерную программу «Семицветик», где игры и игровые задания на развитие цветовосприятия представлены в мультимедийном варианте.

Для закрепления знаний, полученных в детском саду, родителям рекомендуется, при общении с детьми, использовать следующие вопросы:

- Какое время года (часть суток) изобразил художник? Как узнали?

- Какие краски использовал художник для передачи вечернего (утреннего, грозового, солнечного) неба?

- Какие краски преобладают в картине, передающей зарю?

- В чем своеобразие использования оттенков голубого цвета?

- Какую часть суток передал художник с помощью красного цвета и его оттенков? и др.

 

Литература:

  1. Волков В.В. Лебех П.И. Тесты и упражнения для проверки и тренировки зрения. – СПб., 1992.

  2. Гойденко В.С., Загорская Н.А. Цветоимпульсная терапия заболеваний внутренних органов, неврозов и глазных болезней. – М., 1996.

  3. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990.

  4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М. Школьная пресса, 2004.

  5. Ремезова Л.А. Разноцветные задачи. – М. Школьная пресса, 2005.

Материал подготовил: учитель-дефектолог ЦППМСП г.Магнитогорска

Рыжова Е.Ю. апрель 2022 г.

 

5-05-2022, 11:23 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр