Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста
Ранний возраст- особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особо интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Для каждой психической функции существуют свои сензитивные сроки. В целом ранний возраст является сензитивным периодом для развития всех видов восприятия, непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии со взрослым. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи.
Программные задачи для данного возраста следующие:
-
Совершенствование двигательных функций, что предполагает необходимость развития общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков.
-
Сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности.
-
Решение двух выше назначенных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 до 3 лет).Важно не только совершенствовать зрительно- моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления.
-
Развитие ребенка раннего возраста происходит в активном взаимодействии со взрослым, поэтому очень важно формировать у детей навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками.
-
Основными средствами коммуникации являются речевые средства, важнейшим аспектом работы с маленькими детьми является целенаправленное развитие речи, ее функций.
Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
-
диагностическое изучение ребенка для уточнения стартовых возможностей;
-
построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
-
занятия интегративного характер, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
-
построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
-
использование игровой мотивации на всех занятиях;
-
продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день, но не более 15-20 минут;
Материал учитель-дефектолог
МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска
Габбасова Н.Р.
Октябрь, 2022