Кухня – развивайка.
Любящие и сознательные мамы очень боятся упустить время и вкладывают свои силы и деньги в раннее развитие малыша. А можно сделать это всё не выходя из кухни! Вот несколько идей.
Предложенные ниже задания, упражнения направленны на развитие интеллектуальных и разносторонних творческих способностей ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, на его эмоциональное благополучие. А это главное, в чём нуждается малыш.
-
Переливать жидкость из одной ёмкости в другую. Используйте мерные ёмкости: бутылочки для кормления, стаканчики. Очень удобно это делать над противнем, кастрюлей, большим блюдом. Малыш будет не только завороженно играть, но и научится управлять своим телом и устанавливать причинно-следственные связи.
-
Соорудить пирамидку. Подойдут пищевые контейнеры разных размеров. Покажите 1 раз, как поставить на самый большой контейнер, ёмкость поменьше… А потом проделайте обратные действия – в больший контейнер вкладывайте меньший и т.д. Эти действия помогут познакомить ребёнка с понятиями «большой-маленький», развивают логическое мышление, знакомит со свойствами предметов и их положение в пространстве.
-
Крышки. Удовольствие получают дети от процесса закрывания-открывания крышек, особенно – звенящих кастрюль и ковшиков. Используя полупрозрачные контейнеры, научите ребёнка раскладывать крышки по цвету (в один контейнер – жёлтые, в другой – синие и т.д.). Играя с контейнерами, научите малыша подбирать крышки по размеру. Таким образом, у малыша формируются сенсорные эталоны.
-
Колокольчик. Прикрепите на холодильник крючок на присоске, привяжите ленточку с колокольчиком. Малыш, захватив ленту и размахивая ею, слушает звон колокольчика. Такое упражнение стимулирует осмысленные движения и доставляют деткам много радости.
-
Яркие магниты. Сначала малыши с удовольствием их рассматривают, фокусируют взгляд, потом захватывают рукой и бросают на пол. Следующий этап – научиться поднимать и вновь прикреплять. Таким способом не только тренируется мелкая моторика рук, но и закрепляются названия предметов, изображённых на магнитах, развивается зрительная память (где был магнит, рядом с каким другим магнитом).
-
Прихватки и полотенца. На крючок, закреплённый на холодильнике, дети с большим усердием учатся вешать прихватки и полотенца. Это серьёзный рывок в развитии мелкой моторики. Также интересно отрывать и снова прикреплять к дверце холодильника крючки на присоске.
-
Барабанщик. Кастрюля и ложка – барабан готов! Виды «барабанов» можно менять – ребёнку интересно будет услышать разные звуки (деревянной ложкой или стальной, по кастрюле или по контейнеру). Это необходимо для благополучного эмоционального развития и для развития умения устанавливать причинно-следственные связи (стукнул – получил звук). Малыш с 2-х лет может продолжить извлечение и анализ звуков: громче, тише.
-
Манка. Эта крупа по фактуре приближена к песку. Она нежно массирует ладошки, снимая напряжение. Поэтому позвольте малышу пересыпать её из одной ёмкости в другую, водить пальчиками и ладошкой по насыпанной в противень крупе, рассыпать крупу рукой из контейнера на разнос или противень. Уборка неминуема, но игра того стоит!
-
Другие крупы. Вариант игры в импровизированную песочницу: в формочки ребёнок ложечкой накладывает крупу (пшено, рис, гречку), поливает водой и переворачивает. По окончании игры крупу можно отправить в кастрюльку. Вкусная каша получится!
-
Бобовые. Даже простое перекатывание в ладошках разных видов бобовых завораживает детишек, оказывает приятный массажный эффект. Дайте малышу посуду с высокими бортами и высыпите туда горох. Ребёнок способен долгое время елозить ручками в тазу. Предложите ему насыпать горох в бутылочку, плотно закройте крышку – получится погремушка. Изготовьте погремушки из других наполнителей и сравните, как они звучат (гремят, шумят, громко, тихо).
Помните, что все игры должны проводиться под присмотром взрослых. И добро пожаловать на кухню как развивающую площадку!
Материал подготовил учитель-дефектолог МУ ЦППМСП г.Магнитогорска
Щербатова Н.В. январь 2023 г.