Правила организации занятий дома для детей с синдромом Дауна
В настоящее время подтверждено, что «солнечные» детки проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии дошкольников с учётом специфических особенностей, характерных для детей с синдромом Дауна.
Основными психофизическими особенностями развития таких детей являются:
-
снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
-
нуждаемость в большом количестве повторений для усвоения материала;
-
утрата тех навыков, которые мало востребованы;
-
сложности с переносом усвоенных навыков из одной ситуации в другую;
-
трудности при выполнении заданий с учётом нескольких признаков предмета и многоступенчатых инструкций;
-
необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа.
Мышление дошкольника имеет предметный характер и в его основе лежит деятельность ребёнка. Необходимо научить малыша выполнять просьбы взрослого, которые должны быть простыми и выражаться словами и/или жестами. Таким образом ребёнок научается действиям, подражая взрослому. Например, даёте ребёнку кубик и просите положить его в коробку, одновременно показывая, как Вы кладете свой кубик.
Для отработки одних и тех же навыков необходимо использовать различные материалы. Например, для развития навыка сортировки первично использовать шарики и кубики, затем шишки и желуди, далее – ложки большие и ложечки маленькие и т.п. Использование картинок возможно только тогда, когда ребёнок знаком с теми предметами, которые на них изображены.
Нарушения сенсорного восприятия «солнечных» детишек связано со снижением чувствительности, а также с нарушениями зрения. Поэтому малышу необходимо не только рассмотреть предмет/игрушку, но и подействовать с ним. Иногда детки могут грызть предмет, стучать им по поверхности, сильно надавливать на него руками. Все действия малыша необходимо комментировать, называя основные характеристики данного объекта. Например, когда ребёнок исследует новый музыкальный инструмент бубен, взрослый проговаривает: «бубен гримит, он катится, круглый, он гладкий, у него есть колокольчики» и т.д.
Организовывая деятельность ребёнка надо менять виды деятельности так, чтобы часть проходила за столом, часть на ковре/полу. Например: дом из кубиков строите на ковре, раскрашиваете картинку за столом. Хорошо привлекать к играм всех членов семьи. Всей семьёй играете за столом в лото, а потом катаете машинку по полу. Очень важно приучить дошкольника с синдромом Дауна заниматься за столом. Первые такие занятия могут быть очень короткими 3-5 мин, далее их протяжённость увеличивается до 20-25 минут.
Чтобы научить ребёнка слышать Ваши инструкции, необходимо находиться перед ним на уровне глаз. Так малыш будет не только слышать голос, но и видеть жесты и действия взрослого. Инструкция должна быть короткой и чёткой. Говорить нужно медленно, подкрепляя слова жестами. Если понимание речи такого дошкольника снижено, то можно показать ребёнку, что он должен сделать. Многоступенчатые инструкции необходимо предъявлять пошагово. Например: возьми кубик / поставь на кирпичик / возьми крышу / поставь на кубик.
При беседе с ребёнком, выдерживайте паузу, давая ему возможность подумать и ответить. Не торопите его. Подсказка, предложенная ребёнку, когда он не успел «додумать», только сбивает его.
Если Ваш ребёнок не справляется с заданием самостоятельно, обратите его внимание на нужное действие или на нужную деталь. Например: покажите на картинке-образце ту часть предмета, которую необходимо найти на столе. Если и это не приводит к качественному выполнению задания, помогите ребёнку, взяв его руки в свои и выполнив часть задания вместе.
Главное! Задания и игры с ребёнком с синдромом Дауна должны быть привлекательными для него. Первое условие – эти задания должны нравиться взрослому. Если раздражаетесь Вы, вряд ли ребёнок заинтересуется этим предметом или игрушкой и действиями с ними.
Если ребёнок проявляет негативные отказные реакции на задание, взрослому нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности и заменить задание на более простое. Можно изменить цель задания или перенести отработку навыка в бытовую деятельность или внести в любимую игру малыша. Например, для закрепления понятий «один-много», перекладываете фрукты в вазу (в вазе много яблок, а в мешочке только одно) или расставляете машинки (под столом много, а на ковре одна машинка) и т.п.
Помните, что каждое задание должно быть закончено. Завершив выполнение задание, похвалите ребёнка. Предложите показать свою работу другим членам семьи. Если что-то не получилось, похвалите за попытку выполнить задание: «Молодец! Почти сделал!». А далее помочь ему доделать до конца. Избегайте негативной оценки действий ребёнка.
Любая деятельность дошкольника должна завершаться на положительных эмоциях.
Помните, всё, что происходит вокруг малыша, становится источником информации, развивает интерес у ребёнка и стимулирует его к активным действиям. Старайтесь, чтобы деятельность Вашего ребёнка была насыщенной и разнообразной.
Уважаемые родители «солнечных» деток! Не забывайте, что рядом с Вами есть опытные педагоги, которые всегда помогут и поддержат Вас! Задавайте вопросы, посещайте занятия специалистов, знакомьтесь с литературой по вопросам обучения, развития и воспитания детей с синдромом Дауна. Обменивайтесь и делитесь опытом с семьями, где есть такие же малыши.
Консультация для родителей детей с ОВЗ
составила учитель-дефектолог МУ «ЦППМСП»
Н.В. Щербатова, Ноябрь 2024 г