Основные закономерности возрастного развития (от 0 до года).
Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.
Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Становление таких жизненно важных функций, как регуляция дыхания, сердечнососудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами. Формирование же функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в значительной степени обусловлено особенностями социального окружения и воспитания. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.
Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т.е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.
Уже в первый период-период новорожденности (0-1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3-4 недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку, начинает возникать ротовое внимание. Ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, или на звучащую игрушку.
Во 2-м периоде (1-3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляется эмоциональные реакции на общение со взрослыми: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех.
К 3 месяцам на появление взрослого развивается «комплекс оживления». Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствует о нормальном психическом развитии ребенка. Недоразвитие отдельных компонентов комплекса оживления, например движения рук или ног, может указывать на поражение двигательной сферы. Отсутствие комплекса оживления или его парадоксальность, например появление страха, крика и других отрицательных эмоций, характерны для детей с эмоциональными нарушениями. При врожденной слепоте и глухоте и особенно при сочетании этих дефектов, комплекс оживления на данном возрастном этапе отсутствует.
В 3- м периоде (3-6 мес.) ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытки вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого. Таким образом, у него появляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком. К концу этого этапа ребенок начинает узнавать мать.
На следующем этапе (6-9 мес.) можно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Отклонениями от нормального возрастного развития на этом этапе являются: полное безразличие к общению со взрослым. Для диагностики отклонений развития на данном этапе является оценка реакции ребенка на обращенную речь. Например: он поднимает голову и глаза к маме на вопрос: « Где огонек?», прижимается щекой к маме на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. В этом возрасте появляется лепет. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета.
Пятый период (9-12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. Комплекс оживления в этом возрасте при нормальном психическом развитии закономерно угасает. Важное значение для диагноза и прогноза отклонений в развитии имеет реакция ребенка на речевое обращение.
К году ребенок понимает простую обиходную речь. В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается развитие речи.
Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания. При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью.
Консультация для родителей детей с ОВЗ
составила учитель-дефектолог
Габбасова Н.Р., декабрь 2024 г.