Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Январь 2025 (4)
Декабрь 2024 (13)
Ноябрь 2024 (4)
Октябрь 2024 (4)
Сентябрь 2024 (4)
Май 2024 (10)



Родителям о развитии ребёнка в первый год жизни

Основные закономерности возрастного развития (от 0 до года).

Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.

Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Становление таких жизненно важных функций, как регуляция дыхания, сердечнососудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами. Формирование же функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в значительной степени обусловлено особенностями социального окружения и воспитания. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т.е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.

Уже в первый период-период новорожденности (0-1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3-4 недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку, начинает возникать ротовое внимание. Ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, или на звучащую игрушку.

Во 2-м периоде (1-3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляется эмоциональные реакции на общение со взрослыми: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех.

К 3 месяцам на появление взрослого развивается «комплекс оживления». Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствует о нормальном психическом развитии ребенка. Недоразвитие отдельных компонентов комплекса оживления, например движения рук или ног, может указывать на поражение двигательной сферы. Отсутствие комплекса оживления или его парадоксальность, например появление страха, крика и других отрицательных эмоций, характерны для детей с эмоциональными нарушениями. При врожденной слепоте и глухоте и особенно при сочетании этих дефектов, комплекс оживления на данном возрастном этапе отсутствует.

В 3- м периоде (3-6 мес.) ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытки вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого. Таким образом, у него появляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком. К концу этого этапа ребенок начинает узнавать мать.

На следующем этапе (6-9 мес.) можно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Отклонениями от нормального возрастного развития на этом этапе являются: полное безразличие к общению со взрослым. Для диагностики отклонений развития на данном этапе является оценка реакции ребенка на обращенную речь. Например: он поднимает голову и глаза к маме на вопрос: « Где огонек?», прижимается щекой к маме на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. В этом возрасте появляется лепет. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета.

Пятый период (9-12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. Комплекс оживления в этом возрасте при нормальном психическом развитии закономерно угасает. Важное значение для диагноза и прогноза отклонений в развитии имеет реакция ребенка на речевое обращение.

К году ребенок понимает простую обиходную речь. В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается развитие речи.

Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания. При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью.

Консультация для родителей детей с ОВЗ

составила учитель-дефектолог

Габбасова Н.Р., декабрь 2024 г.

25-12-2024, 14:08 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр