Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения
Дети с нарушенным зрением чаще всего пользуются только своим дефектным зрением, которое обедняет их чувственный опыт, искажает предметные представления. У детей отмечается неточность восприятия изображения, пропуск деталей изображения. Возникающие образы искажаются и бывают неадекватными действительности. Формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке, а в дальнейшем и относительно реального предмета. Осязание же поможет компенсировать зрительную недостаточность. На основе возникшего осязательного образа формируется соответствующее представление о предмете, его пространственных и физических свойствах. Ребенок с помощью осязания дополняет, расширяет и проверяет информацию, которую получает при помощи других анализаторов. Подключение осязательного восприятия к зрительному, в значительной мере расширяет чувственный опыт, что является основой для развития психики ребенка, формирования у него познавательной деятельности и социально - адаптивного поведения.
Сеченов отмечал, что осязательное определение мало чем отличается от зрительного, «рука заменяет слепому зрение, она дает представления о предметах, за исключением цвета и видения вдаль. Рука становится органом, который очень широко используется в ходе обучения». Совместное использование зрения и осязания в учебной деятельности детей с остаточным зрением отличается от совместной работы зрения и осязания нормально видящих детей тем, что в норме зрение и осязание выполняют разные функции: зрение - функцию контроля, а осязание - исполнительскую. При наличии у детей остаточного зрения оно, как и осязание, выполняет, как правило, одну и ту же функцию - познания и контроля. Без специального обучения ребенок с нарушением зрения не способен развить свое осязательное восприятие, как основу формирования компенсаторных процессов.
Активное познание окружающего мира детьми с нарушениями зрения должно осуществляться на бисенсорной основе, т.е. с включением всех сохранных анализаторов. Мелкая моторика - двигательная деятельность, которая обусловливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза, умение выполнять точно дозированные целенаправленные действия руками. Развитие мелкой моторики руки является необходимым условием готовности руки к активному осязательному восприятию предмета. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Целью занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Развитие мелкой моторики детей 4-5 лет:
Мозаика: «Дорожка»: выложить дорожку для зайчика. «Цветочек»: из построенной дорожки, путём добавления деталей, построить цветочек. «Кружок»: выложить кружок; «Солнышко»: из построенного круга, путём добавления деталей, построить солнышко.
Шнуровка: «Обматывание палочки тесьмой»: обмотать тесьмой (20 см) палочку, предварительно показав способ работы с ней, «Шнуруем ботинки», «Колючки у ёжика» (продевать цветную проволоку, шнурки в дырочки на трафарете), «Бабушкины помощники»: сматывать толстые нитки в клубок.
Застегивание пуговиц: «Наряди куклу»: помочь одеться кукле, застегнув на платье пуговицы, «Ловкие ручки»: надеть на себя кофту и постараться, как можно быстрее застегнуть на ней пуговицы, «Лукошко с грибами»: собрать грибы в лукошко, прикрепляя гриб к лукошку с помощью пуговицы. (работа по образцу), «Новогодние игрушки» (украсить елку игрушками с помощью пуговиц).
Пальчиковые игры. Игры с песком и водой: «Дома на песке»: нарисовать на песке палочкой дома для мышки, собачки, кошечки, «Потекли ручейки»: нарисовать пальцами ручейки на песке, «Птицы хотят пить»: напоить птиц с помощью пипетки: «Синице и воробью поровну капелек, по 3, а вороне столько же и ещё 2», «Моя грядка»: сделать на песке лунки, накапать в них воды из пипетки и «посадить» горох.
Легоконструирование
Развитие мелкой моторики детей 5 - 6 лет
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). Использование различных приспособлений для массажа (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки). Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов.
Использование методики Су Джок (работа с различными семенами) «Кто, чем питается»: сортировка крупы для птиц: перловка и горох, «Картинки из яичной скорлупы»: измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медведя по методу цветной мозаики. Мозаика: выкладывание узоров (используются различные мозаики).
Динамический праксис: «Солнышко – флажок - ветки»: «Солнышко" - расставлены пальцы от себя. "Флажок" - пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить. "Ветки" - ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены. (Солнышко - флажок - ветки).
Развитие мелкой моторики детей 6 - 7 лет
Игры с крупами и песком: Сухой бассейн (емкость, заполненная какой - либо крупой. Необходимо найти спрятанные игрушки). Тактильные мешочки (игры с мешочками, заполненными различными крупами). Тактильные дощечки (комплект дощечек с различными структурными поверхностями). Тактильные рисунки (картинки с изображением предметов, контуры которых обклеены верёвочкой (рыбка, грибок, фрукты, овощи и др.).
Оригами: «Кораблик», «Торт», «Тюльпан», «Рубашка» Контрастный массаж (массаж рук кисточкой и колючим мячиком). Самомассаж (с помощью пальцев, грецкого ореха, мячиков, карандаша). Упражнения с предметами: с прищепками: «Разноцветные прищепки», «Котёнок», «Прищепки на верёвке», упражнения с волчками, с бусинками, «Резиночка», Аппликатор Кузнецова «Травка» Пальчиковые игры (сопровождаемые текстом) Театр теней: «Зайчики», «Гуси» Мозаика: «Весёлая мозаика»; «Цветочек», «Автомобиль», «Слоник», Мозаика "Фигурки животных" Пальчиковый театр: Кукла из платка, носка, перчаточные куклы.
ЛЕГО - конструирование: «Дачный домик», «Животный мир».
Формирование способов осязательного обследования и восприятия предметов. Если у ребенка низкое зрение, необходимо научить его все окружающие предметы обследовать не только с помощью зрения, но и осязания (то есть на ощупь). Делается это так: Возьмите руки ребенка в свои и обследуйте предмет двумя руками (например, стул). Проговаривайте: "Это стул" (проведите руками ребенка сверху вниз). А это у стула спинка. Это - сиденье. Это - ножки стула. Давай посчитаем, сколько их". Руки ребенка направляйте своими руками для обследования отдельных деталей. Если вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите руками ребенка по всей кукле (сверху вниз), затем покажите ему голову куклы, туловище, руки и ноги.
Обследование всех предметов проводите от основных частей к деталям. При знакомстве с новой игрушкой не забудьте объяснить и показать, как с этой игрушкой можно поиграть. Постоянно обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества предметов: их форму, цвет, величину, особенности строения, из чего они сделаны и другие признаки. "Это кубик". (Возьмите руки ребенка в свои, обхватите кубик). "Посмотри, он красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик в одной руке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый", (Затем своими руками направляйте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика). "У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они".
Таким образом, проблема развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у дошкольников с нарушением зрения может быть решена за счет активизации осязательного восприятия предметов в процессе ориентировки в окружающей действительности.
Консультация для родителей детей с ОВЗ
Подготовлена учителем-дефектологом МО «ЦППМСП»
Рыжовой Е.Ю.
Февраль 2025г.