Упражнения, способствующие формированию навыков чтения.
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.
Система работы по формированию просодической стороны речи у дошкольников.
Речь человека, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей. В.А.Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Система просодических заданий способствует развитию внимания (его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости), памяти (зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной).
К вопросу об организации деятельности логопеда
дошкольного логопедического пункта
Формирование правильной речи ребёнка – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим, перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встаёт проблема создания оптимальных психолого – педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений её решения становится организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого – профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.
Для развития речи ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДДУ.
Советы логопеда родителям будущих первоклассников.
Подготовка ребенка к поступлению в школу — животрепещущий вопрос для всех родителей. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным учеником, а затем смог найти свое место в жизни.
Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, чтобы его интеллектуальные способности были отмечены педагогами и помогли успешно осваивать школьные премудрости. В 6 лет детей записывают на специальные занятия, чтобы в 1 классе они стали самыми успешными учениками. Превращение дошкольника в школьника — процесс сложный и желание помочь своему ребенку вполне оправдано.
Готовность к школе охватывает в себя два компонента: интеллектуальная готовность и психологическая.
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий
у детей дошкольного возраста в домашних условиях
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, в самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. А это – непременное условие успешного обучения в школе.
Нарушение слоговой структуры слов
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи.
Малышу три года. Как развивается ваш ребенок?
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и хорошо развивался психически. Каждый ребенок неповторим и уникален. Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло». Как же надо «замесить» его, чтобы из беспомощного существа появилась многогранная и неповторимая человеческая личность? Чтобы стать «квалифицированным» родителем, надо знать не только правила ухода за малышами, но и особенности детской психологии, представлять себе ход ее развития, проблемы, которые встают перед ребенком на каждом возрастном этапе.
Ученые установили, что между отдельными возрастами нет жесткого разграничения, хотя каждый период имеет специфические особенности. На последующих этапах развития предшествующая ведущая деятельность (так называется деятельность, выполнение которой приводит к формированию основных психологических достижений человека на данной ступени развития его личности) не исчезает, а продолжает оказывать существенное влияние на психическое развитие ребенка.
«Обогащаем словарь дошкольника»
Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.
«Играя, развиваем речь»
Огромное влияние на речь ребенка оказывает игра. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их признаки, тем самым усваивает лексико-грамматические категории родного языка. Лучшее развитие речевых навыков в данном случае будет происходить в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Данные речевые игры способствуют обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, мышления, внимания и т.д. Для достижения положительного результата, необходимо играть как можно чаще.
Как распознать дисграфию?
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.