Инновационные технологии в логопедической практике
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Виды инновационных технологий:
- арт - терапевтические технологии;
- современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
- современные технологии сенсорного воспитания;
- телесноориентированные техники;
- «Су – Джок» – терапия;
- криотерапия;
- информационные технологии.
Арт-терапия: способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Учит ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
- музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах)
- изо-терапия (нетрадиционные техники рисования)
- сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром);
- куклотератия (раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого);
- мнемотехника (система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций);
- креативная игротерапия (песочная терапия)
- смехотерапия (вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности);
- ароматерапия (применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека);
- цветотерапия - хромотерапия (восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета).
Логопедический массаж:
К основным видам логопедического массажа относятся:
- классический ручной;
- точечный;
- аппаратный.
Пальцевый массаж:
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
- прищепочный массаж;
- массаж орехами, каштанами;
- массаж шестигранными карандашами;
- массаж чётками;
- массаж травяными мешочками;
- массаж камнями;
- массаж зондами, зондозаменителями;
- массаж приборами Су-Джок терапии.
Телесноориентированные техники:
- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
- упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
- дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
- развивают мозолистое тело,
- повышают стрессоустойчивость,
- улучшают мыслительную деятельность,
- способствуют улучшению памяти и внимания,
- облегчают процесс чтения и письма,
- улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- организация объективного контроля развития и деятельности детей;
- расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
- возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
- визуализация акустических компонентов речи;
- расширение спектра невербальных заданий;
- обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
- значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
Материал подготовил учитель-логопед Копцева А.А.