Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Развитие в дошкольном возрасте

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. 

Развитие мелкой моторики рук ребенка и развитие его речи взаимосвязаны. Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.

        «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - это самые первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа.  Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет большое значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно- моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

        Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
  3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
  4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.  
  6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

     Этапы развития моторики индивидуальны для каждого ребенка. Первые незнакомые движения получаются у малыша неуклюжими, но после нескольких повторений изо дня в день они становятся уверенными и более точными.

Существует множество вариантов развития мелкой моторики у детей до трехлетнего возраста. С первых дней жизни малышу делают массаж пальчиков рук, проводя процедуру несколько раз за день. Ее продолжительность не превышает 5 минут.

Массаж состоит из ряда упражнений

  • Поглаживание и похлопываниехорошо влияют на чувствительные рецепторы, расположенные на ладошках и пальчиках.
  • Аккуратное разжимание кулачков, которые новорожденные детки сжимают очень крепко.
  • Массаж внутренней стороны ручкиигрушкой с пупырчатой или ребристой поверхностью.

Начиная с двух месяцев, деткам вкладывают в ручки разные по форме игрушки. При этом взрослые должны разговаривать с малышом, комментируя свои действия. Задача крохи состоит в том, чтобы удерживать игрушку в руке как можно дольше.

С шести месяцев упражнения усложняют. Взрослый, напевая песенки или рассказывая детские стишки, одновременно работает с ручками малыша (например, известные всем «ладушки»), после чего кроха сама попытается повторить действия взрослых.

С девяти месяцев, когда дети начинают активно передвигаться по дому, проявляя интерес к различным предметам, наступает благодатное время для продолжения развития мелкой моторики. Научите малыша пересыпать из емкости в емкость крупу или другие сыпучие предметы (но находитесь рядом!). В ванной можно переливать воду из стакана в стакан. Предложите крохе поискать в миске с крупой мелкую игрушку. Ничего, что крупа рассыплется, такое занятие хорошо тренирует пальцы.

        Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Персонажи и образы пальчиковых игр - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют (если ребенок разговаривает) за взрослыми тексты и движения. Если у ребенка не развита речь - эти игры его раскрепощают, и он с удовольствием произносит то, что позволяет его речевое развитие. В дальнейшем, при ежедневном повторении игры и введении новых игр, которые заинтересуют ребенка, он будет пытаться произносить за взрослым речитатив. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

        Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, дети могут выполнить их самостоятельно с 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик (использовать только пальчиковые краски). Детям очень нравятся такие моменты игры. Они ждут, чтобы снова и снова поиграть. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству. Они помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Занятия по развитию мелкой моторики должны принимать форму увлекательной игры, превращая монотонные действия в веселое развлечение:

«Крутись, карандаш!» — покатать ребристый карандаш по столу вперед-назад, надавливая на него ладошкой.

«Непослушные шарики» — покатать ладонью по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу) небольшие шарики (бусинки, горох и т.п.)

«Спрячь в ладошке» — спрятать, чтобы никто не увидел, небольшие кусочки поролона в ладошке.

«Котенок» — сжать в кулачке маленького резинового котенка-пищалку: «Ты, котенок, не пищи, лучше маму поищи».

«Ветерок» — сжимать в ручке резиновую грушу, выпуская из отверстия воздух-ветерок. Можно сдувать со стола ватку, перышко.

«Брызгалки» — во время купания наполнить грушу водой и побрызгаться.

«Ямки» — размять в руках кусок теста или пластилина, затем сделать в нем «ямки», надавливая указательным пальцем или одновременно всеми пальцами. В получившиеся ямки положить изюминки, горошинки, камешки.

«Спрячь шарик» — в кусочек теста или пластилина спрятать маленький шарик, а затем найти его.

«Пирожки» — перекладывать кусок теста из одной руки в другую под песенку «Я пеку, пеку, пеку…», затем угостить кукол пирожками.

«Спрячь руки!» — в глубокую миску насыпать 1 кг крупы. Предложить малышу спрятать ручки, сжать их в кулаки, пошевелить пальцами.

«Найди игрушку» — спрятать в миске с крупой маленькую игрушку, ребенок должен найти ее.

«Гора из песка» — предложить ребенку в песочнице сделать большую гору прямыми ладонями (если сухой песок) или лопаткой (если мокрый).

«Пересыпь крупу» — с помощью ложки пересыпать крупу из одной миски в другую.

Деткам постарше можно предложить порисовать на манной крупе.   

Манку насыпать в коробочку и водить по дну пальцем, получая рисунок. Рисовать можно так же пальчиковыми красками.

«Где шарик?» — маленький шарик спрятать в ладошке. А шарик большего размера не помещается в ладошку, надо его накрыть другой ладошкой.

«Сдуй игрушку» — после игры с надувной игрушкой предложить выпустить из нее воздух, открыть клапан, сжать игрушку в руках.

«Что внутри?» — предложить детям коробки с мелкими предметами. Они с радостью будут греметь ими, открывать, рассматривать игрушки, закрывать.

«Бумажные снежки» — смять ненужную бумагу в комки, затем поиграть в снежки.

«Осенние листья» — разорвать цветную бумагу на кусочки-листики, подбрасывать листья, наблюдать, как они кружатся, падают. Затем вместе собрать.

«День рождения» — упаковать игрушки в коробки, упаковать в бумагу. Ребенок достает игрушки из упаковки.

«Погремушка» — предложить детям пластиковые бутылочки, они откручивают крышки, кладут туда бусины, мелкие предметы, закручивают крышки и гремят.

«Непослушные колечки» — предложить ребенку снимать колечки с пирамидки, катить их, надевать на палочку.

«Разборные картинки» — предложить разобрать на части деревянный или крупный пазл, затем собрать.

«Мозаика» — предложить разобрать узор и разложить детали по коробкам по цветам, вставлять их в отверстия в произвольном порядке.

«Курочка Ряба» — завернуть шарики в фольгу. Предложить ребенку развернуть их, затем снова обернуть. Можно разыграть сказку.

«Сорока-воровка» — «Сорока любит все блестящее, давай сделаем для нее подарки!» Упаковать маленькие игрушки в фольгу.

«Пластилиновая мозаика» — предложить вдавливать в пластилиновый брусок крупу, камешки, ракушки.

«Длинная дорожка» — предложить построить для машинки длинную дорожку из плоских счетных палочек.

«Заборчик» — «В лесу стоит домик. В нем живет гномик. Страшно гномику в лесу. Давай сделаем забор вокруг домика, и гномик не будет бояться диких зверей». Выложить забор из счетных палочек.

«Фигурки» — выложить из счетных палочек треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

«Домик» — построить из счетных палочек домик для зайчика.

«Волны» — сделать волны из шнуров или цепочек, поиграть с бумажным корабликом.

«Веселый шнурок» — намотать на руку ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. «Вверх шнурок, вниз шнурок, и еще, еще разок! Вот какой у нас узорчик! Вот какой у нас заборчик!» Затем малыш разматывает шнурок.

«Развяжи бантик» — завязать яркие бантики в разных местах комнаты: на ножке стола, на занавеске, на дверной ручке. «Сегодня праздник, как красиво – везде бантики!» Потанцуйте, спойте с ребенком песню. Затем предложите снять украшения.

«Шаловливый котенок» — обмотать плюшевого котенка толстой ниткой, предложить размотать ее: «Котенок играл и запутался в нитках. Ой, бедный котенок не может пошевелиться! Давай скорее распутаем его!»

«Забавные шнурки» — показать, как играть с плоскими игрушками-шнуровками.

«Пришей пуговицу» — показать малышу, как продевать иглу (деревянную или пластмассовую) в дырочки большой пуговицы.

«Бусы для куклы» — сделать бусы для куклы, показать, как держать бусину, как держать шнурок.

«Идем в магазин» — дать детям сумки, рюкзаки, портфели, кошельки, разложить по кармашкам мелкие предметы. Ребенок расстегивает, заглядывает в кармашки, затем застегивает.

«Одеваем куклу» — показать, как одевать и раздевать куклу.

«Ловим раков» — прикрепить прищепки к краю игрушечного ведра. Предложить ребенку снять прищепки и сложить их в ведро.

«Солнышко» — картонный желтый кружок превратить с помощью прищепок-лучиков в солнышко.

«Прищепки прячутся» — ребенок находит и снимает прищепки, прикрепленные к разным предметам в комнате.

«Поиграй на пианино» — ребенок нажимает на клавиши одним или несколькими пальцами.

Игры с пальчиками. В поликлинике, в автобусе, в гостях, когда нет под рукой игрушек, да и дома в спокойные минутки, когда за окном непогода или просто скучно, можно занять ребенка своими пальчиками. Всем известная «Сорока-ворона» и другие пальчиковые игры очень нравятся деткам.

Используется пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук. Она устанавливает тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихотворного текста.

Варианты пальчиковой гимнастики:

 В гости
В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик - малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя!

 Замок
На  двери висит замок                                                              

Кто открыть его бы мог?                         
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли!

 Пальчики
Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,
Третий в дом несет,
Четвертый высыпает,
Самый маленький - шалун все, все, все съедает.

Так же, для развития общей и мелкой моторики можно использовать упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Это перекрестные упражнения для рук. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие перекрестные упражнения:

  1. «Кулак - ребро – ладонь»
    Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Предложить ребенку выполнять сначала вместе с инструктором, затем - самостоятельно. Сначала выполнять правой рукой, затем левой, потом - двумя руками одновременно. Для усвоения данного упражнения, рекомендуется произносить команды в слух. Усложнение данного упражнения состоит в ускорении смены положения рук.
  2. «Зеркальное рисование»
    Положить на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу или фломастеру; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки. К примеру: круги, квадраты, линии и др. При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга. 
  3. «Ухо – нос»
    Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпускать ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук (с точностью до наоборот). Усложнение упражнения состоит в увеличении темпа смены рук.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Материал подготовил учитель-логопед Ивановская Т.П.

 

20-02-2016, 20:36 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр