«Как помочь неговорящему ребенку?»
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
- достигли определенной зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает: способность говорить, способность понимать сказанное.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подрожание — непременное условие овладения речью. Чтобы ребенок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать.
Причины задержки в развитии речи детей различны:
- состояние его анамнеза;
- отклонения в строении артикуляционного аппарата;
- стрессы, психические заболевания;
- частые заболевания малыша, ослабляющие его организм.
Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления.
Направления работы с неговорящим ребенком
1. Развитие понимания речи (очень длинный этап), используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребенку доступно. После прочтения сказки, рассмотрите картинки, попросите ребенка показать солнышко, домик, дерево и т. д. Ребенок должен слышать вашу речь и понимать вас.
Используйте «игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнения «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполняет поручение, объясните ему, что именно хорошего в том, что он сделал.
- Развитие слухового внимания: обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков (шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т. п.) Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице, сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т. д., звукоподражательно обозначайте их. Для развития слухового восприятия ребенку полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шёпотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громко, то шёпотной речью.
- Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики.
- Побуждение к речевым высказываниям:
- побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий). Игра «Прятки» способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она».
- побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т. п. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.
- Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да! Да?», «Ты убрал игрушки? Нет! Нет?». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заосряйте на них внимание, задавайте их «невзначай».
- Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём).
- Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (Скажи, тётя Ира, где ты была.)
Параллельно ведётся работа по развитию психических процессов (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Моё - не моё» и т. д.).
Материал подготовил: Учитель-логопед МУ ЦППМСП
Е. Н. Полуэктова