Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Консультация логопеда

«Как помочь неговорящему ребенку?»

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

  • достигли определенной  зрелости  различные структуры головного мозга;
  • правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
  • были достаточно  развиты  слух и зрение,  двигательные навыки, эмоции;
  • формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает: способность говорить, способность понимать сказанное.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подрожание — непременное условие овладения речью. Чтобы ребенок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать.

Причины задержки в развитии речи детей различны:

  • состояние его анамнеза;
  • отклонения в строении артикуляционного аппарата;
  • стрессы, психические заболевания;
  • частые заболевания малыша, ослабляющие его организм.

Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления.

 Направления работы с неговорящим ребенком

     1. Развитие понимания речи (очень длинный этап), используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребенку доступно. После прочтения сказки, рассмотрите картинки, попросите ребенка показать солнышко, домик, дерево и т. д. Ребенок должен слышать вашу речь и понимать вас.

Используйте «игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнения «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполняет поручение, объясните ему, что именно хорошего в том, что он сделал.

  1. Развитие слухового внимания: обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков (шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т. п.) Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице, сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т. д., звукоподражательно обозначайте их. Для развития слухового восприятия ребенку полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шёпотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громко, то шёпотной речью. 
  1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики
  1. Побуждение к речевым высказываниям:
  • побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий). Игра «Прятки» способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она».
  • побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т. п. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.
  • Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да! Да?», «Ты убрал игрушки? Нет! Нет?». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заосряйте на них внимание, задавайте их «невзначай».
  • Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём).
  • Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (Скажи, тётя Ира, где ты была.)

 Параллельно ведётся работа по развитию психических процессов (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Моё - не моё» и т. д.).

 

Материал подготовил:  Учитель-логопед МУ ЦППМСП 

                            Е. Н. Полуэктова

17-12-2017, 21:49 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр