Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июнь 2021 (5)
Май 2021 (7)
Апрель 2021 (7)
Март 2021 (16)
Февраль 2021 (12)
Январь 2021 (7)



Консультация логопеда

Возрастные нормы развития фонематического слуха

 

Фонематический слух — это способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (рак - лак - мак, палка - банка - галка). 

Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает : правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Без развитого фонематического слуха речь не будет полноценной.

Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов.

 

 

Возраст

Развитие фонематического слуха

0-2 месяца

с 4-х недель от момента рождения: ребенок реагирует на любые звуки. Услышав речь перестает сосать грудь, перестает кричать. Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. Успокаивается песней.

3 месяца

Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

4 месяца

Реагирует на громкость, интонацию.

5 месяцев

Слушает разговор, активно гулит.

6 месяцев

По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.

8 месяцев

В лепете остаются только звуки родного языка.

К 1 году

Слово — орудие общения , ребенок реагирует на звуковую оболочку слова. Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.

2 года

Пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.

3 года

 Понимает когда ему читают книги, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.

4 года

Различает сходные фонемы на слух и в собственном произношении. Помнит и повторяет фразу из простых слов (4 -6). дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.

5 лет

Формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков. Фраза из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.

6 лет

Способен повторить краткий рассказ. Владеет фонематической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами.

7 лет

Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.

 

Младенчество - на первом — втором месяце жизни происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему, уже в 1,5 месяца у младенца появляется избирательное отношение к речевым звукам.

 

Ранний возраст — в конце первого года ребенок улавливает в речи интонацию и ритм, на втором году жизни начинается более точная дифференциация звуков речи, звукового состава слова. Уже к двум годам в норме ребенок спонтанно овладевает возможностью тонкого различения звуковых элементов, а к концу второго года жизни пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

 

Дошкольный возраст — к 4 годам ребенок постепенно начинает овладевать определенным набором аналитико - синтетических операций, лежащих в основе простых форм фонематического анализа и синтеза. В старшем дошкольном возрасте фонематический слух перестраивается при усвоении письменной формы речи: основное значение приобретают уже сформированные операции фонематического анализа и синтеза, а также фонематические представления.

 

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского произношения, тормозит , усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможно. Тренировать фонематический слух можно уже с годовалого возраста. Упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному».

 

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

 

Консультацию подготовил: учитель-логопед МУ "ЦППМСП"  

                                    Стрункова М.С.

28-02-2019, 16:41 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр