Играя, развиваем речь.
Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.
Развивать речь – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить ребенка построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Формирование построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствует их совершенствованию.
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи.
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребенка, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
Для того чтобы заниматься развитием связной речи ребенка самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки.
Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать дома.
Развивающие речевые игры и упражнения направлены на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка.
К числу таких упражнение можно отнести следующие:
-
Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
-
Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
-
Подбирать действия к предметы и наоборот;
-
Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
-
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
-
Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
-
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
-
«Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
-
«Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
-
«Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
-
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
-
«Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
-
«Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
-
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
-
Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
-
Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса.
А ещё развитие речи детей в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Материал подготовил: учитель - логопед Овчаренко Т.В.