Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Родителям на заметку

Играя, развиваем речь.

Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.

Развивать речь – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить ребенка построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Формирование построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствует их совершенствованию.

Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребенка, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Для того чтобы заниматься развитием связной речи ребенка самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки.

Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать дома.

Развивающие речевые игры и упражнения направлены на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка.

К числу таких упражнение можно отнести следующие:

  • Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

  • Подбирать действия к предметы и наоборот;

  • Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…

  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;

  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

  • «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);

  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);

  • «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);

  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);

  • «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);

  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

  • Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса.

А ещё развитие речи детей в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Материал подготовил: учитель - логопед Овчаренко Т.В.

 

3-06-2021, 14:03 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр