Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Родителям о развитии ребенка

Малышу три года. Как развивается ваш ребенок?

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и хорошо развивался психически. Каждый ребенок неповторим и уникален. Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло». Как же надо «замесить» его, чтобы из беспомощного существа появилась многогранная и неповторимая человеческая личность? Чтобы стать «квалифицированным» родителем, надо знать не только правила ухода за малышами, но и особенности детской психологии, представлять себе ход ее развития, проблемы, которые встают перед ребенком на каждом возрастном этапе.

Ученые установили, что между отдельными возрастами нет жесткого разграничения, хотя каждый период имеет специфические особенности. На последующих этапах развития предшествующая ведущая деятельность (так называется деятельность, выполнение которой приводит к формированию основных психологических достижений человека на данной ступени развития его личности) не исчезает, а продолжает оказывать существенное влияние на психическое развитие ребенка.

Почему для разговора с родителями мы выбрали именно трехлетний возраст? Это один из так называемых критических периодов развития ребенка, когда сдвиги в его развитии особенно заметны и значимы. Наблюдательные родители располагают многочисленным конкретным материалом о своих детях. Мы же остановимся на особенностях деятельности и поведения трехлетних детей.

Знание особенностей 3-летнего малыша, условно понимаемая норма – точка отсчета, которую всегда надо иметь в виду, не переоценивая, но и не преуменьшая возможностей малыша. Каждый ребенок развивается индивидуально, у каждого есть свои природные особенности, но есть в развитии детей и общие закономерности. Полного совпадения, конечно, быть не может, но все же развитие каждого ребенка должно примерно совпадать с установленными наукой общими закономерностями развития.

В последние годы количество детей в семье сокращается. Общий социальный фон приводит к тому, что детям уделяется очень мало внимания, а это не может не сказываться на развитии ребенка. Родителям важно знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, чтобы методически грамотно, а не интуитивно руководить развитием малыша. Этим можно будет устранить и предупредить возможные отклонения в развитии ребенка.

На каждом возрастном этапе развития ребенок требует особого подхода. Характеризуя возраст, всегда надо учитывать ведущую для ребенка деятельность и соответствующее ей содержание коммуникативной деятельности (общения). Именно эти две составляющие (деятельность и общение) определяют уровень и направления психического развития ребенка. Ребенок развивается в процессе деятельности. Ведущая деятельность – основной признак каждого возраста.

Хотя и нет строго определенных требований к срокам усвоения детьми определенных знаний и умений, тем не менее общие положения могут быть названы. Малышу уже (или еще?) три года… А какой он, этот трехлетний ребенок? Трехлетний малыш заметно увеличился в росте, весе, овладел правильной походкой, нормально ходит, бегает, все основные виды движений совершает ловко и уверенно. Он уже многому научился у вас, многое знает, умеет. Он правильно пользуется обиходными предметами (ложкой, ключом, карандашом и т.д.), знает их назначение и название, научился говорить, играть, получать знания (в первую очередь от вас и из собственного опыта), в меру своих возможностей трудится, определенным образом относится к вам, себе и себе подобным, у него есть основные бытовые навыки и гигиенические навыки, выработалось осознание своей нужности, ценности для других, состояние спокойной уверенности в себе и в вас.

Разумеется, многое в приобретении знаний и умений зависит от условий жизни и воспитания. Ребенок уже не так наивен и беспомощен, хочет и может быть достаточно самостоятельным (Я сам!). Сам одевается, обувается, умывается, хотя и не всегда аккуратно, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими, овладел элементарными навыками самообслуживания и с удовольствием демонстрирует их.

Кажется, совсем недавно он лепетал первые слова, а теперь его речь связная и понятная. Оказывается, вы не только кормили ребенка, поили его, одевали, заботились о нем, но и учили его, раскрывали перед ним мир предметов и явлений, называли их, показывали действия с ними. Раньше вы приучали его к отдельным самостоятельным действиям, а теперь он сам заявляет о своей самостоятельности. Это очень ответственный, можно сказать, переломный момент в жизни ребенка.

До 3 лет у малыша преобладало наглядно-действенное мышление, а теперь оно постепенно сменяется наглядно-образным.

У ребенка развита подражательная деятельность, в игре он копирует действия взрослых и это доставляет ему удовольствие. Внимание! Ребенок копирует не только положительные, но и отрицательные действия. Будьте всегда начеку, когда ребенок рядом, будьте внимательны к своим действиям и поступкам. Ваши действия для него – всегда пример!

У трехлетнего ребенка интенсивно развивается сенсорика – так называется чувствительность всех видов: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая. Закрепляются связи между рукой, ухом, глазом, и это очень важно для развития различных функций и умений.

Малыш понимает и говорит. Запас понимаемых слов (пассивный словарь) примерно в полтора раза превышает запас слов, употребляемых им (активный словарь вырос до 1200-1500 слов).

Ребенок пользуется речью как средством общения. Он понимает речь – инструкцию, речь – рассказ (а ведь именно в рассказах, сказках, стихотворениях так много информации для ребенка о предметах окружающего мира, о явлениях, действиях, отношениях). Появляется много вопросов: зачем? почему? как? где? Совершенствуется и звуковая сторона речи. Она включает в себя различение звуков и их правильное проговаривание.

К трем годам у ребенка достаточно развиты ощущения, восприятия, память. Вместе с познавательными процессами развивается мышление. И как раз качественный скачок в развитии мышления наступает тогда, когда ребенок овладевает активной разговорной речью. Мысль «оформляется», «развертывается» в речи, находит опору в словах. Развитие мышления, воображения и речи происходит одновременно, параллельно, и называется речемыслительной деятельностью.

Консультация для родителей нормативно-развивающихся детей

Подготовлена учителем-логопедом МУ ЦППМСП г. Магнитогорска

Дори С.С., Февраль 2023 г.

 

22-02-2023, 15:04 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр