Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям будущих первоклассников

Советы логопеда родителям будущих первоклассников.

Подготовка ребенка к поступлению в школу — животрепещущий вопрос для всех родителей. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным учеником, а затем смог найти свое место в жизни.

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, чтобы его интеллектуальные способности были отмечены педагогами и помогли успешно осваивать школьные премудрости. В 6 лет детей записывают на специальные занятия, чтобы в 1 классе они стали самыми успешными учениками. Превращение дошкольника в школьника — процесс сложный и желание помочь своему ребенку вполне оправдано.

Готовность к школе охватывает в себя два компонента: интеллектуальная готовность и психологическая.

Интеллектуальная готовность - это конкретные предметные умения. Сейчас дети должны знать буквы, проводить звуко-буквенный анализ, уметь считать в прямом и обратном порядке, разбираться в составе числа и неплохо читать.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Для первоклассников умение адаптироваться в социуме, развитая мелкая моторика, внимание, память, воображение, привитые навыки самообслуживания и мотивация к учебе в условиях школы являются не менее важными показателями дальнейшего успешного обучения в школе.

Обучение чтению и письму – важнейшая задача обучения в первом классе. Успешное овладение первоклассника этими навыками служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения.

Первой и главнейшей предпосылкой овладения письменной речью, формируемой задолго до начала школьного обучения ребенка, является сформированность устной речи, произвольное владение ею, способность к речевому анализу и синтезу.

Среди детей, неуспевающих в учебе, имеется очень большой процент тех, кто страдает теми или иными логопедическими нарушениями. Педагоги начальной школы однозначно подтверждают тот факт, что среди детишек, отстающих в учебе, основная масса имеют те или иные логопедические проблемы. Именно отсюда растут корни таких проблем как нарушения письменной речи - дисграфия и дислексия. Школьник с нарушениями речи – это уже серьезная причина для беспокойства.

На что обратить внимание при подготовке к школе:

  • Правильное произношение звуков.

Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист.

  • Состояние фонематических процессов.

К началу школьного обучения ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

  • Большой словарный запас.

Ребенок должен располагать определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, осведомлен о явлениях природы, животных и растениях, предметах быта. В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Следует обратить внимание на названия времен года, их признаки, названия месяцев, дней недели. Первоклассник использует слова по назначению, может подобрать синонимы (машина-автомобиль, красивый-прекрасный), антонимы (белый-чёрный, чистый-грязный), владеет обобщающими понятиями (медведь, лиса, волк – дикие животные).

  • Сформированный грамматический строй речи.

Использование развернутых предложений, правильное построение высказываний с учетом числа, рода и падежа, грамотно выстроенные связи слов в предложении.

  • Навыки словообразования.

Ребенок должен уметь изменять слова при помощи суффиксов, правильно использовать в речи уменьшительно-ласкательные формы слов, образовывать прилагательные на основе существительных.

  • Состояние связной речи.

Ребенок должен отвечать полными предложениями на вопросы, уметь продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

Что делать родителям?

В первую очередь необходимо объективно оценить все навыки ребенка. Если какие-либо проблемы заметны, что называется, невооруженным взглядом, стоит обратиться за помощью. Возраст до 7 лет — наиболее благоприятный для коррекции речевых нарушений. При правильном подходе ваш ребенок сможет наверстать все необходимое и к началу учебы быть готовым грызть гранит науки вполне успешно.

Рекомендации по развитию правильных речевых навыков:

1) Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка.

2) В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.

3) Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).

4) Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…» - желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров и т.д.).

5) Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печём, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый и т.д.).

6) Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребёнка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю – ребёнку. Учите будущего школьника рассуждать, развернуто отвечать на вопросы, пересказывать текст, рассказывать сказки, составлять рассказ по сюжетной картинке.

Помогите вашему ребенку сделать свой первый шаг в новую жизнь. Пусть школьная жизнь станет для вас и вашего ребенка самым радостным, самым светлым событием в жизни!

Материал подготовил учитель — логопед

МУ ЦППМСП г. Магнитогорска

Овчаренко Т.В., Март 2023 г.

14-03-2023, 11:21 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр