Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Июнь 2024 (1)
Май 2024 (19)
Апрель 2024 (11)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (3)
Январь 2024 (12)



Консультация логопеда

Методы и приемы формирования навыков

слитного и осознанного чтения

 

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Процесс формирования слитного и осознанного чтения требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопедов и конечно же, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для детей необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

 

ИГРЫ С БУКВАМИ

 

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

Можно использовать приём «Дермолексия», когда родитель на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы. В домашних условиях можно использовать печенье, макаронные изделия в виде букв.

Полезны задания, усложняющие узнавания букв. Родители, владеющие компьютерной техникой, могут заготовить карточки с изображением букв разного вида. Это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв», «Стилизованные буквы», «Наложенные буквы», «Каких букв больше?», «Узнай буквы по зеркальному изображению»

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.). для этого можно использовать счетные палочки, мозаику, мелкие предметы

На развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3–4, родитель предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а родитель убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, ребенок называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).

«Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

Ребёнок пальцем (палочкой, карандашом, указкой) рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

 

РАБОТА СО СЛОГАМИ.

 

Для формирования навыка слитного чтения ребенку необходимо объяснить, что такое слог, как он формируется и звучит. На приеме «говорящей» куклы, произносящей «уа», игрушек животных, воспроизводящих звукоподражания, родители могут дать образец звучания двух и более звуков последовательно. Затем предложить послушать некоторые сочетания звуков (слогов),предложить отличить один звук от сочетания звуков. После слухового различения можно предлагать параллельно со звучанием графическое изображение слогов. Написанные на карточках слоги родитель должен обязательно медленно прочитать, одновременно указывая на читаемую букву. Таким образом, родитель дает образец чтения слогов, а затем предлагает повторить ребенка свои действия.

Для выработки навыка чтения слогов родители могут предложить ребенку игры типа:

1. «Слоговые дорожки» - это могут быть кубики, с наклеенными слогами, различные предметные карточки с написанными на предметах слогами - «вагончики», «матрешки», цепочка флажков, шариков, листьев, цветы (чтение слогов на лепестках). и т.д.

2. Слоги с «окошками», с движущимися полосками, слоговые линейки и т.д.

3. «Узнай буквы и составь слог».

4. «Слова рассыпались на слоги».

6. «Соедини слоги в слова».

На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:

1. Цветовую маркировку слогов. Например, можно взять короткие предложения в детской книжке и выделить определенный слог в словах, где он встречается. Можно написать текст на карточке, где текст написан одним цветом, а выделенные слоги обозначаются другим цветом.

2. Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается вертикальными линиями, палочками и т.д. разделить все слова текста на слоги.

Когда ребенок научиться выделять слог, можно предлагать чтение слоговых таблиц. Требования к таблицам: шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.

Следующим этапом формирования навыка осознанного чтения должны стать упражнения в анализе слогового состава слова. Для этого предлагаются задания типа:

«Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.

«Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами).

«Подскажи конец слова» - перед ребенком на столе 3–4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА).

Ребёнку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя. Аналогичная игра «Цепочка слов», когда последний слог предыдущего слова является первым слогом последующего.

Чтение слов с одинаковой слоговой структурой.

Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

РО - (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА)

ВОЗ – (ДУХ, РАСТ, ЧИК)

КА - (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)

(БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА

Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.

 

РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ,

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

 

Когда ребенок начинает хорошо различать слог в разных позициях, можно переходить к освоению навыка чтения слов. Начинать следует с коротких слов, из одного-двух слогов, содержащих простые для произнесения звуки, повторяющиеся буквы, слоги («мама», «тут») Затем постепенно необходимо усложнять задания, представляя различные варианты чтения слов.

«Чтение слов, отличающихся одной–двумя буквами».

Столбики таких слов легко прочитываются детьми, так как каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка о смысле прочитанного слова, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.

Эффект обучения будет лучше, если ребенок сможет нарисовать (напечатать) каждый столбик печатными буквами на отдельном листе бумаги крупным шрифтом.

«Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными».

Перед чтением каждого столбика родитель может дать ребёнку следующее задание:

а) запомнить как можно больше слов;

б) запомнить гласные в словах.

После чтения можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки (по памяти).

Нужно помнить, что без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего, следует тренировать детей в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы.

Подобные упражнения обеспечивают высокую мыслительную активность в процессе обучения чтению, расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.

Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), чётко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе.

«Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой».

«Чтение форм одного и того же слова»

«Чтение однокоренных слов»

«Составление слов из частей».

«Прочитай слова, как можно быстрее»

«Запомни 3 – 4 слова. Составь из букв разрезной азбуки».

«Найди заблудившиеся частички». Родитель неправильно составляет слова - ребенок исправляет ошибки.

«Составь предложение с 3 – 4 словами».

« Работа с рифмованными текстами (стихами).

Совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами.

«Чтение «зашифрованных» слов с использованием наглядности».

Здесь родитель может проявить фантазию, выдумку, чтобы разнообразить чтение и отыскать в этом процессе как можно больше занимательных моментов.

Задания могут быть самыми разнообразными: «Расставь слоги по порядку», «Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»;

«Учимся видеть слова среди других букв, слогов»:

- учимся увидеть на строчке и прочитать слова, обозначающие а) названия цветов; б) названия деревьев; в) названия обуви, г) фрукты и т.д.

Кроме техники чтения, во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор, который влияет на зрительное восприятие и внимание. Выполняя эти упражнения, предотвращаются ошибки на оптическую дисграфию и дислексию, вырабатывается сноровка, сообразительность, техничность при «чтении с усложнением».

Материал подготовил учитель-логопед Дори С.С.

 

21-05-2024, 14:05 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр