Организация и содержание охранительного режима для детей группы риска возникновения заикания
Как известно, все акустические характеристики устной речи оформляются постепенно в процессе речевого онтогенеза. Речь маленьких детей отличается от речи взрослых аритмичностью, неустойчивостью темпа и склонностью его к ускорению, наличием итераций, паузами и т. п., то есть явлениями, которые характеризуют неплавность речи детей.
Неустойчивость физических параметров устной речи характеризует незрелость как физиологических, так и психологических параметров устной речи детей.
Исследования неплавности речи детей дошкольного возраста показали, что в норме у таких детей в период формирования фразовой и контекстной речи наблюдается большое количество показателей неплавности:
- повторы звуков;
- повторы целого слова;
- неритмичные фонации;
- несформированность речевого дыхания;
- восклицания;
- паузы (внутри слова, между словами, между фразами, перед семантически и грамматически сложными высказываниями).
Факторы риска возникновения заикания в отечественной и зарубежной литературе представлены мало. В то же время укаываются достаточно четкие показатели того, каких детей можно отнести к группе риска возникновения заикания.
Такие дети нуждаются в организации специального общего и речевого охранительного режима для профилактики этой патологии.
Охранительный режим, способствующий уменьшению риска заикания у дошкольников, включает ряд специальных мероприятий. Можно выделить несколько направлений:
1. Мероприятия по общему оздоровлению ребенка и соблюдению правил психогигиены (организация отдыха и бодрствования, проведение режимных моментов в определенные часы, регулярно и т. д.). Известно, что ритмическое воздействие благоприятно действует на центральную нервную систему, способствует развитию устойчивости к стрессовым воздействиям и, напротив, хаотичная жизнь маленького ребенка резко снижает сопротивляемость организма.
а) организация игры (ввод ритмизированных движений, ритмических вокализаций. синхронизация вокализаций и движений);
б) закаливающие мероприятия;
в) двигательный режим (правильное чередование двигательных нагрузок и отдыха позволяет укрепить костно-мышечную систему и, следовательно, влияет на психомоторику;
г) психическое развитие тесно связано с моторным развитием и требует рационального сочетания моторных и психических нагрузок:
-если будут преобладать психические нагрузки (длительный просмотр телепередач. Чтение книг, не соответствующих возрасту, переизбыток информации как качественно, так и количественно), то у детей повышается риск возникновения заикания;
- у детей с тревожными чертами характера часто возникают страхи (нельзя оставлять детей одних в темноте; не запугивать страшными историями и животными). Избыток впечатлений создает эмоциональную перегрузку и, следовательно, неблагоприятно сказывается на психическом состоянии.
2. Стиль семейного воспитания оказывает большое влияние.
При авторитарном стиле преобладает строгость, категоричность, быстрые точные инструкции, приказания и наказания. И поэтому у детей появляются страхи, враждебность, агрессия. Тем самым разрушается психологическая защита ребенка. И , как следствие, ребенок становится малоинициативным, робким, неразговорчивым, безропотно подчиняется.
Завышенные требования (не только реализация правил поведения, но и отличные успехи в любом виде обучения (деятельности, невозможность соответствовать таким требованиям вызывают в ребенке эмоциональное напряжение. Любые речевые ошибки, в том числе запинки, вызывают строгие замечания родителей, тем самым они фиксируют внимание ребенка на таких недостатках речи, как запинки, повторы, спотыкания, что является абсолютно противопоказанным.
Попустительский стиль воспитания в противоположность авторитарному отменяет наказания, порицания, моральные нравоучения, а вместе с ними и требования. Рамки дозволенности расширены до крайних пределов, снимается с ребенка всякая ответственность (например, много часов перед телевизором — психологическая перегрузка и гиподинамия). Ребенок не подчиняется требованиям детского сада (школы), не доводит до конца задуманное и начатое как только возникают трудности. Затруднено развитие волевых качеств. Ребенок не способен регулировать свое поведение. С трудом формируется мотивация к обучению. Занятия с логопедом малоэффективны.
Такой стиль воспитания является неблагоприятным.
Демократический стиль воспитания — это оправданные сочетания поощрений и наказаний, свободы выбора и ограничений; осознание прав и обязанностей. Все это формирует эмоциональную стабильность ребенка и, как следствие, вырабатывает качества личности, способствующие высокой степени развития социальной адаптации (уверенности в себе, осознанное выполнение правил поведения, повышение самооценки.
3. В общий охранительный режим входит семейная обстановка (речевое общение ребенка с близким окружением (эмоциональная окраска голоса,спокойный голос, дружелюбные (уважительные, доверительные) интонации. Взрослые должны избегать проявлений эмоционального возбуждения и напряженности. Разговаривать с ребенком нужно только спокойно. Необходимо ограничивать общение взрослого заикающегося с ребенком в период формирования фразовой речи. Речь взрослых должна быть достаточно плавной. Без необоснованных пауз, дополнительных вдохов, вставок, итераций, восклицаний типа «ой», необоснованных пересмотров планирования речевого высказывания.
Диапазон речи взрослого должен колебаться в рамках умеренного.
Речь взрослого должна быть ритмичной, четкой, с обязательным договариванием окончаний слов и фраз. При этом обязательна эмоциональная выразительность.
Нормативное звукопроизношение взрослых дает детям образцы для подражания, формируя звуковую культуру речи.
Доступность лексики и адекватность грамматических структур обеспечивают достаточное осмысливание ребенком речи взрослого.
Нельзя общаться с ребенком, используя его лепетный язык.
В целом, речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть конкретна, лексика должна быть простой и доступной по содержанию. Желательно при общении с ребенком использовать конкретные вопросы и не торопить его с ответами.
Если в речи ребенка существуют погрешности, то в таких случаях нельзя наказывать, передразнивать или грубо поправлять ребенка.
Детям с опережающим речевым развитием необходимо снижение интенсивности и объема информации (дозированность). Все зрелищные мероприятия должны быть ограничены (особенно просмотр телепередач). Для этой группы детей рекомендуется перечитывать книги, содержание которых им известно.
Детям с замедленным темпом речевого развития необходима умеренная, осторожная стимуляция речевого развития, нормализации звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Крайне внимательно нужно относиться к дозированию информации.
Материал подготовлен учителем-логопедом МУ "ЦППМСП" г.Магнитогорска
Дори С.С., ноябрь 2024 г.