Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Декабрь 2024 (3)
Ноябрь 2024 (8)
Октябрь 2024 (5)
Сентябрь 2024 (4)
Май 2024 (11)
Апрель 2024 (11)



Родителям и педагогам о профилактике заикания

Организация и содержание охранительного режима для детей группы риска возникновения заикания

Как известно, все акустические характеристики устной речи оформляются постепенно в процессе речевого онтогенеза. Речь маленьких детей отличается от речи взрослых аритмичностью, неустойчивостью темпа и склонностью его к ускорению, наличием итераций, паузами и т. п., то есть явлениями, которые характеризуют неплавность речи детей.

Неустойчивость физических параметров устной речи характеризует незрелость как физиологических, так и психологических параметров устной речи детей.

Исследования неплавности речи детей дошкольного возраста показали, что в норме у таких детей в период формирования фразовой и контекстной речи наблюдается большое количество показателей неплавности:

- повторы звуков;

- повторы целого слова;

- неритмичные фонации;

- несформированность речевого дыхания;

- восклицания;

- паузы (внутри слова, между словами, между фразами, перед семантически и грамматически сложными высказываниями).

Факторы риска возникновения заикания в отечественной и зарубежной литературе представлены мало. В то же время укаываются достаточно четкие показатели того, каких детей можно отнести к группе риска возникновения заикания.

Такие дети нуждаются в организации специального общего и речевого охранительного режима для профилактики этой патологии.

Охранительный режим, способствующий уменьшению риска заикания у дошкольников, включает ряд специальных мероприятий. Можно выделить несколько направлений:

1. Мероприятия по общему оздоровлению ребенка и соблюдению правил психогигиены (организация отдыха и бодрствования, проведение режимных моментов в определенные часы, регулярно и т. д.). Известно, что ритмическое воздействие благоприятно действует на центральную нервную систему, способствует развитию устойчивости к стрессовым воздействиям и, напротив, хаотичная жизнь маленького ребенка резко снижает сопротивляемость организма.

а) организация игры (ввод ритмизированных движений, ритмических вокализаций. синхронизация вокализаций и движений);

б) закаливающие мероприятия;

в) двигательный режим (правильное чередование двигательных нагрузок и отдыха позволяет укрепить костно-мышечную систему и, следовательно, влияет на психомоторику;

г) психическое развитие тесно связано с моторным развитием и требует рационального сочетания моторных и психических нагрузок:

-если будут преобладать психические нагрузки (длительный просмотр телепередач. Чтение книг, не соответствующих возрасту, переизбыток информации как качественно, так и количественно), то у детей повышается риск возникновения заикания;

- у детей с тревожными чертами характера часто возникают страхи (нельзя оставлять детей одних в темноте; не запугивать страшными историями и животными). Избыток впечатлений создает эмоциональную перегрузку и, следовательно, неблагоприятно сказывается на психическом состоянии.

2. Стиль семейного воспитания оказывает большое влияние.

При авторитарном стиле преобладает строгость, категоричность, быстрые точные инструкции, приказания и наказания. И поэтому у детей появляются страхи, враждебность, агрессия. Тем самым разрушается психологическая защита ребенка. И , как следствие, ребенок становится малоинициативным, робким, неразговорчивым, безропотно подчиняется.

Завышенные требования (не только реализация правил поведения, но и отличные успехи в любом виде обучения (деятельности, невозможность соответствовать таким требованиям вызывают в ребенке эмоциональное напряжение. Любые речевые ошибки, в том числе запинки, вызывают строгие замечания родителей, тем самым они фиксируют внимание ребенка на таких недостатках речи, как запинки, повторы, спотыкания, что является абсолютно противопоказанным.

Попустительский стиль воспитания в противоположность авторитарному отменяет наказания, порицания, моральные нравоучения, а вместе с ними и требования. Рамки дозволенности расширены до крайних пределов, снимается с ребенка всякая ответственность (например, много часов перед телевизором — психологическая перегрузка и гиподинамия). Ребенок не подчиняется требованиям детского сада (школы), не доводит до конца задуманное и начатое как только возникают трудности. Затруднено развитие волевых качеств. Ребенок не способен регулировать свое поведение. С трудом формируется мотивация к обучению. Занятия с логопедом малоэффективны.

Такой стиль воспитания является неблагоприятным.

Демократический стиль воспитания — это оправданные сочетания поощрений и наказаний, свободы выбора и ограничений; осознание прав и обязанностей. Все это формирует эмоциональную стабильность ребенка и, как следствие, вырабатывает качества личности, способствующие высокой степени развития социальной адаптации (уверенности в себе, осознанное выполнение правил поведения, повышение самооценки.

3. В общий охранительный режим входит семейная обстановка (речевое общение ребенка с близким окружением (эмоциональная окраска голоса,спокойный голос, дружелюбные (уважительные, доверительные) интонации. Взрослые должны избегать проявлений эмоционального возбуждения и напряженности. Разговаривать с ребенком нужно только спокойно. Необходимо ограничивать общение взрослого заикающегося с ребенком в период формирования фразовой речи. Речь взрослых должна быть достаточно плавной. Без необоснованных пауз, дополнительных вдохов, вставок, итераций, восклицаний типа «ой», необоснованных пересмотров планирования речевого высказывания.

Диапазон речи взрослого должен колебаться в рамках умеренного.

Речь взрослого должна быть ритмичной, четкой, с обязательным договариванием окончаний слов и фраз. При этом обязательна эмоциональная выразительность.

Нормативное звукопроизношение взрослых дает детям образцы для подражания, формируя звуковую культуру речи.

Доступность лексики и адекватность грамматических структур обеспечивают достаточное осмысливание ребенком речи взрослого.

Нельзя общаться с ребенком, используя его лепетный язык.

В целом, речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть конкретна, лексика должна быть простой и доступной по содержанию. Желательно при общении с ребенком использовать конкретные вопросы и не торопить его с ответами.

Если в речи ребенка существуют погрешности, то в таких случаях нельзя наказывать, передразнивать или грубо поправлять ребенка.

Детям с опережающим речевым развитием необходимо снижение интенсивности и объема информации (дозированность). Все зрелищные мероприятия должны быть ограничены (особенно просмотр телепередач). Для этой группы детей рекомендуется перечитывать книги, содержание которых им известно.

Детям с замедленным темпом речевого развития необходима умеренная, осторожная стимуляция речевого развития, нормализации звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Крайне внимательно нужно относиться к дозированию информации.

Материал подготовлен учителем-логопедом МУ "ЦППМСП" г.Магнитогорска

Дори С.С., ноябрь 2024 г.

 

25-11-2024, 10:23 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр