Признаки задержки речевого развития
Способность говорить человек не получает автоматически при рождении. Речевая функция зарождается и развивается в процессе развития. Процесс усвоения родного языка подчиняется общим правилам, нормам, и существенное влияние на него оказывают условия, в которых все происходит. Родители играют ключевую роль в этом процессе. Например, от того, как часто и как много родители беседуют с ребенком, достаточно ли у него речевой практики и т. д.
Все компоненты речи формируются в определенной последовательности - от простого к сложному. Каждому элементу соответствует определенный возрастной период. Происходит это параллельно с физическим и интеллектуальным развитием ребенка.
Психолог и педагог А. Н. Леонтьев выделил 4 этапа развития речи детей:
-
Подготовительный - от рождения до 1 года. За первый год малыш проходит огромный путь в развитии речи - от гуления и лепета до первых слов. Главные достижения к первому дню рождения - отклик на собственное имя, улыбка в ответ родителям, произнесение звуков, указательный жест. Еще один хороший знак - малыш не пропустил этап ползания на четвереньках. Ползание влияет на развитие мышления.
-
Преддошкольный - до 3 лет. На этом этапе растет пассивный словарный запас. Малыш повторяет за взрослыми, при этом иногда путая звуки и слоги. В 3 года он уже меняет грамматические формы слов.
-
Дошкольный - до 7 лет. В 3-4 года ребенок говорит, отвечает на вопросы, пересказывает сказки, при этом все еще может путать некоторые звуки. Все это время увеличивается активный словарный запас.
-
Школьный. В этом периоде на передний план выходит развитие письменной речи.
Уровень сформированности речи является значимым показателем общего развития маленького человека. Родителям нужно быть внимательным к своему маленькому «говоруну», чтобы не пропустить тревожные звоночки, сигнализирующие о задержке речевого развития.
Задержка речевого развития у детей - это состояние, при котором ребенок не достигает ожидаемых возрастных норм в развитии речи. Основные признаки задержки речевого развития могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, но существуют общие симптомы, на которые стоит обратить внимание:
-
малыш ведет себя подозрительно тихо, практически беззвучно: почти не гулит, мало лепечет, его вокализации однотипны;
-
годовалый малыш не реагирует на звук или обращенную к нему речь;
-
в полтора года ребенок не понимает своего имени, не знает, как называются предметы, не может выполнить элементарную просьбу (типа «иди сюда» или «садись»), слабо пытается повторить чужие слова;
-
в 2 года малыш самостоятельно не говорит;
-
в 2-2,5 года ребенок не умеет составлять элементарные фразы (типа «Дай молока»), не знает, как называются предметы или части тела, взрослые его не понимают;
-
в 3 года малыш способен только повторять знакомые ему фразы из мультфильмов или книжек, не воспринимает и не понимает объяснений, рассказов;
-
ребенок предпочитает пользоваться жестами, мимикой;
-
у малыша нет особого желания общаться, контактировать с другими людьми.
Если вы заметили один или несколько из этих признаков у своего ребенка, важно обратиться к специалисту - логопеду или детскому психологу. Задержка речевого развития может стать серьезной преградой в социализации ребенка - его адаптации в обществе. Поэтому важно не пропустить момент и прийти ребенку на помощь. Ранняя диагностика и коррекция могут значительно помочь в развитии речевых навыков и улучшении коммуникации.
Консультация для родителей
Подготовила учитель - логопед
МУ ЦППМСП г. Магнитогорска
Овчаренко Т.В., Февраль 2025 г.