Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2025 (6)
Февраль 2025 (9)
Январь 2025 (1)
Декабрь 2024 (8)
Ноябрь 2024 (4)
Октябрь 2024 (4)



Памятка о развитии речи

Признаки задержки речевого развития

Способность говорить человек не получает автоматически при рождении. Речевая функция зарождается и развивается в процессе развития. Процесс усвоения родного языка подчиняется общим правилам, нормам, и существенное влияние на него оказывают условия, в которых все происходит. Родители играют ключевую роль в этом процессе. Например, от того, как часто и как много родители беседуют с ребенком, достаточно ли у него речевой практики и т. д. 

Все компоненты речи формируются в определенной последовательности - от простого к сложному. Каждому элементу соответствует определенный возрастной период. Происходит это параллельно с физическим и интеллектуальным развитием ребенка.

Психолог и педагог А. Н. Леонтьев выделил 4 этапа развития речи детей:

  1. Подготовительный - от рождения до 1 года. За первый год малыш проходит огромный путь в развитии речи - от гуления и лепета до первых слов. Главные достижения к первому дню рождения - отклик на собственное имя, улыбка в ответ родителям, произнесение звуков, указательный жест. Еще один хороший знак - малыш не пропустил этап ползания на четвереньках. Ползание влияет на развитие мышления.

  2. Преддошкольный - до 3 лет. На этом этапе растет пассивный словарный запас. Малыш повторяет за взрослыми, при этом иногда путая звуки и слоги. В 3 года он уже меняет грамматические формы слов.

  3. Дошкольный - до 7 лет. В 3-4 года ребенок говорит, отвечает на вопросы, пересказывает сказки, при этом все еще может путать некоторые звуки. Все это время увеличивается активный словарный запас.

  4. Школьный. В этом периоде на передний план выходит развитие письменной речи.

 

Уровень сформированности речи является значимым показателем общего развития маленького человека. Родителям нужно быть внимательным к своему маленькому «говоруну», чтобы не пропустить тревожные звоночки, сигнализирующие о задержке речевого развития. 

Задержка речевого развития у детей - это состояние, при котором ребенок не достигает ожидаемых возрастных норм в развитии речи. Основные признаки задержки речевого развития могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, но существуют общие симптомы, на которые стоит обратить внимание:

  • малыш ведет себя подозрительно тихо, практически беззвучно: почти не гулит, мало лепечет, его вокализации однотипны;

  • годовалый малыш не реагирует на звук или обращенную к нему речь;

  • в полтора года ребенок не понимает своего имени, не знает, как называются предметы, не может выполнить элементарную просьбу (типа «иди сюда» или «садись»), слабо пытается повторить чужие слова;

  • в 2 года малыш самостоятельно не говорит;

  • в 2-2,5 года ребенок не умеет составлять элементарные фразы (типа «Дай молока»), не знает, как называются предметы или части тела, взрослые его не понимают; 

  • в 3 года малыш способен только повторять знакомые ему фразы из мультфильмов или книжек, не воспринимает и не понимает объяснений, рассказов;

  • ребенок предпочитает пользоваться жестами, мимикой;

  • у малыша нет особого желания общаться, контактировать с другими людьми. 

Если вы заметили один или несколько из этих признаков у своего ребенка, важно обратиться к специалисту - логопеду или детскому психологу. Задержка речевого развития может стать серьезной преградой в социализации ребенка - его адаптации в обществе. Поэтому важно не пропустить момент и прийти ребенку на помощь. Ранняя диагностика и коррекция могут значительно помочь в развитии речевых навыков и улучшении коммуникации.

Консультация для родителей

Подготовила учитель - логопед

МУ ЦППМСП г. Магнитогорска

Овчаренко Т.В., Февраль 2025 г.

10-02-2025, 14:18 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр