Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Ноябрь 2025 (9)
Октябрь 2025 (4)
Сентябрь 2025 (7)
Апрель 2025 (7)
Февраль 2025 (4)
Декабрь 2024 (6)



Родителям на заметку!

Заикание. Что делать?

Заикание - это нарушение темпа и ритма речи, сопровождающееся судорожным состояниям мышц речевого аппарата, нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука. Оно выражается в повторении или удлинении звуков, слогов или слов, а также в частых остановках речи.  Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики и артикуляции.

Заикание чаще всего появляется в возрасте 2-5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей.  Они называются физиологическими.  Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. У мальчиков это нарушение встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

 Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи и вызывает беспокойство у многих родителей. 

Причины этого состояния могут варьироваться.

  1. Генетическая предрасположенность и наследственность.

Начиная с 2010 года, исследователи обнаружили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. Также некоторые биологические и физиологические особенности, связанные с речевыми функциями, могут передаваться из поколения в поколение. Это не означает, что ребёнок будет заикаться - предрасположенность не означает, что нарушение возникнет. Однако в семьях, где у одного или обоих родителей было заикание, частота встречаемости этого нарушения речи у детей выше, чем у здоровых пар.

  1. Психоэмоциональные стрессы.

Очень часто можно услышать, что ребенок начинает заикаться в связи с испугом или пережитой психической травмой. Стоит отметить, что практически каждый ребенок подвергается испугам в детстве, будь - то собака или конфликтная ситуация, но не все после этого начинают заикаться. А происходит это по тому, что у ребенка, начинающего заикаться, была предрасположенность к такому нарушению, и возникшая ситуация всего лишь запустила его. Возникновение заикания может быть связано и с тем, как проходила беременность матери, были ли в тот период перенесенные стрессы, психоэмоциональные травмы.

  1. Последствия травм и заболеваний.

Заикание у ребенка может возникать после перенесенных заболеваний инфекционного характера, которые сопровождались высокой температурой тела и травм головы в период, когда происходит формирование речи.

Что делать родителям, если ребенок начинает заикаться?

При обнаружении запинок в речи необходимо незамедлительно обратиться к неврологу, логопеду и организовать консультацию психолога.

Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома - важнейшее условие преодоления заикания.

  1. Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:
  • Соблюдать четкий распорядок.
  • Обеспечить полноценный отдых ребенка.
  • Ограничить просмотр телевизора.
  • Исключить компьютерные игры.
  • Шумные и подвижные игры свести к минимуму.
  • Исключить стрессовые ситуации.
  • Создать спокойную атмосферу в семье.
  1. Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:
  • Говорить спокойно и неторопливо.
  • Использовать короткие простые фразы.
  • Не торопить ребенка при ответах.
  • Внимательно слушать, не перебивать (при возникновении запинок).
  • Не договаривать за ребенка слова.
  • Не требовать повторения неправильно сказанного.
  • Избегать сложных речевых заданий.
  • Как можно чаще заниматься пением.
  • Читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки).

Что важно исключить:

  • Насмешки и передразнивания.
  • Физические наказания.
  • Сильные эмоциональные нагрузки.
  • Конфликты при ребенке.

Помните, что раннее обращение к специалистам значительно повышают шансы на успешное преодоление заикания. Терпение, поддержка и любовь родителей играют ключевую роль в процессе коррекции.

 Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всё меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребёнка наблюдаются значительное улучшение речи.

Только активное участие родителей в коррекционном процессе, соблюдение норм и правил поведения с заикающимся ребёнком в домашних условиях позволят достичь большей положительной динамики в нормализации его речи.

Материал подготовила учитель - логопед

МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска

Овчаренко Т.В., Октябрь 2025 г.

24-10-2025, 11:11 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр