Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Сказкатерапия

Сказка в жизни мальчика.

В современном обществе забыты традиции воспитания и обучения мальчиков. Вспомнить и  восстановить их поможет литературное наследие, сказки. Очень часто на консультациях родители спрашивают какие сказки читать мальчику? Сразу отвечу, что и девочкам и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. 

В каждом из нас есть и мужское, и женское. В их взаимовлиянии наша сила. Однако условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «женское» и «мужское» все же можно. При этом будем помнить, что благодаря чтению «мужских» сказок девочка познает мужской мир и свое мужское начало. И наоборот. «Мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки.

Сказочное пространство особенно важно для мальчика на этапе накопления знаний об окружающем, о мире. Этот этап длится примерно до подросткового возраста. Именно этот этап является самым важным для будущего мужчины.

Для мальчика важно понять, что правильно, а что нет. Что приводит к успеху, а что влечет поражение.  Все должно быть предельно ясно. Может потому что, для мужчины присуща прежде всего Активность,  а чтобы правильно ее расходовать нужно знать как и куда. Поэтому неопределенность губительна для мужчины, силы и энергия тратятся в пустую. Все что мальчик запоминает в детстве, откладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Все, что мальчик запоминает в детстве, откладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Все ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир. И в первую очередь мальчик выделяет те модели поведения, с помощью которых можно достичь успеха. 
Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мускулы». Если он видит, что побеждают хитрые, он будет совершенствовать свое искусство обмана. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать собственные интеллектуальные потенциалы. Стремление доказать всем и самому себе свою мужественность, право на существование, обусловлено природой мужского начала. 
Мальчик видит, как ведут себя люди вокруг него, отмечают, успешны они или нет, анализирует, стремится объяснить причины неудач и успехов. Прекрасно, если рядом с ним будут опытные наставники, которые расскажут (используя истории, мифы, легенды и сказки) о стратегиях достижения успеха, о типах противников и специфике борьбы с ними, о том, как находить меру в удовольствиях и долженствованиях. Тогда у мальчика будет сформирована «библиотека» моделей успешного поведения. 
Поэтому в процессе развития и воспитания мальчика так важно показать ему как можно больше «мужских» моделей. Мальчики и сами их жадно впитывают. Смотрят боевики (современные «мужские» сказки), занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга. Они стремятся попробовать свои силы и создают ситуации угрозы собственной жизни. Мужское начало целенаправленно требует риска, проверки собственных сил, сферы приложения активности, приключения. 
Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятием со стороны сверстников, желательно занимать если не лидирующее, то заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией.
Задача психолога, воспитателя, педагога и родителей рассказать ему о конструктивных средствах достижения этих благ. Здесь на помощь приходит обсуждение «мужских» сказок. Причем, для мальчика ценность сказочной истории становится очевидной тогда, когда он видит ее прикладное значение. Поэтому психологу, педагогу, воспитателю часто приходится в работе с мальчиками интерпретировать сказки, мифы и легенды с прагматической стороны, выделяя стратегии успеха и соотнося их с реальностью.

Работая с мальчиком, сказкотерапевт подбирает «мужские» сказки и делает основной акцент на поведении героя, на том, что приводит его к успеху, как он преодолевает трудности, относится к неудачам. Знания, добытые из сказок, легенд и мифов, используются в обсуждении проблемной ситуации мальчика и формировании стратегии успешного поведения в ней. 
Необязательно рассказывать какую-либо историю от начала и до конца, и только после этого переходить к ее обсуждению. Достаточно выделить из метафорического материала эпизод (или эпизоды), созвучные актуальной проблеме мальчика и обсудить их, соотнести с реальной ситуацией, наметить пути решения.

Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически, на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы.

 С одним противником нужна сила, с другим – блеф, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с четвертым – хитрость, с пятым – надежная команда, и так далее. На примере различных «мужских» сказок можно объяснить молодому человеку стратегии борьбы, их комбинаторность, выделить факторы, приводящие к успеху.
Сказка о братьях-поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи:

  • Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом, обретать радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить Меру в соответствии с текущим моментом.
  • Во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о враге. Да и есть ли у них вообще информация о Волке, кроме как от Наф-Нафа?! Информацию о силе врага беспечные поросята получают уже непосредственно в ситуации открытого с ним столкновения. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как собирал информацию о Волке Наф-Наф? Он принимал на веру слова старших, или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопасность. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация – прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность.
  • В-третьих, стратегия борьбы с врагом. Есть мнение, что братья-поросята под руководством дальновидного Наф-Нафа поступили с Волком слишком жестоко, сварив в кипятке. Хотя, когда речь идет о жизни и смерти, не так просто думать о великодушии. Какие стратегии борьбы с Волком использовали поросята? В первую очередь, избегание и бегство. Привело ли это к успеху? Нет, только раззадорило Волка. Вывод напрашивается сам собой: избегание и бегство от противника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Такой тип противника вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или увидит, что ему противостоит более мощная сила. Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить Волка, либо обратиться за помощью к более сильному (например, Медведю). Они выбирают первый путь, и придумывают хитрый план, несмотря на ограниченность временных ресурсов. Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, - вот слагаемые успеха. Безусловно, можно обсудить с мальчиком, был ли у поросят другой выход, и дать творческое задание придумать альтернативный план победы над Волком, - все это может сделать сказкотерапевт и родители.

Примерно так можно построить разговор с мальчиком, рассказав ему историю о трех поросятах и Волке. Для будущего мужчины очень важно знать, как бороться с врагом, что его приведет к успеху, а что к неуспеху. 

Если говорить о базовом принципе мужского начала, то это Борьба и Победа. Поэтому, когда мы говорим о том,  чему прежде всего необходимо учить мальчика, речь идет о стратегиях, моделях ведения борьбы и достижения успеха. Когда молодой человек заканчивает школу, то он помимо установленных государственным стандартом среднего образования набора знаний, должен знать. КАК ДОСТИГАТЬ УСПЕХА и ощущать свою собственную силу. Безусловно, разнообразнейшие грани содержания понятия «успех» также должны быть обсуждены на протяжении процесса обучения. Успех в личном аспекте, социальном, духовном; успех как гармоничное преобразование мира; успех как согласие с самим собой; успех как реализация заложенных природой способностей. К сожалению, редкий выпускник школы понимает многоликое содержание успеха и обладает инструментарием для его достижения.

В сказках есть описание различных способов преодоления препятствий, типология врагов и стратегии борьбы с ними. Все это должно войти в «мужскую библиотеку» моделей достижения успеха.

 

Материал подготовил педагог-психолог Тарамышева С.М.

15-11-2015, 19:31 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр