Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (17)
Март 2024 (8)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Психолог о развитии речи

Приемы формирования диалогической речи у детей.

    Диалогическая речь как способ общения между людьми – один из важнейших видов речи. И естественно, умение вести диалог страдает в той или иной степени у ребенка, имеющего речевой дефект. Каждый родитель должен учитывать эту особенность и специально учить своего малыша правильно общаться с собеседником, смотреть и видеть, слушать и понимать, отвечать, планировать и воспроизводить развернутое высказывание.

   Прежде всего, эта цель достигается ненавязчиво, путем ненасильственной коммуникации, вызывая у ребенка желание воспользоваться речью. Любая ситуация, преследующая определенные педагогические цели, искусственна, а значит, предполагает ту или иную степень насилия и влечет за собой те или иные негативные реакции, вплоть до полного отказа общаться.  С помощью игровых приемов надо включать ребёнка в диалог, превращать ситуацию в жизненно значимую, актуальную для ребенка проблему, которую можно решить, только включившись в беседу.

    Для облегчения понимания темы, поддержания интереса и эмоционального настроя можно вводить, дополнительный коммуникант. Это могут быть гости, «говорящие» куклы, вещи, которые путем вопросов-ответов включаются в игру. Дополнительные коммуниканты – неоспоримые лидеры в повышении мотивации ребенка для воспроизведения речевого высказывания. Ради внимания и благосклонности игрушки или кого-либо из гостей многие дети готовы на подвиги. Преодолеваются застенчивость, скованность, повышается самооценка, усваиваются этические нормы, воспитывается уверенная, раскрепощенная, свободная личность.

Мастерство родителя заключается в том, чтобы построить моделируемый игровой диалог, для организации и ведения которого в необходимом русле используются разнообразные приемы:

 1. Вопросы:

А)вопросы, обращенные непосредственно к ребенку. Можно использовать вопросы-загадки типа «У меня на картинке то, из чего пьют. Что у меня на картинке?» и т.д.;

Б) вопросы к дополнительному коммуниканту. Можно использовать в затруднительных положениях, когда необходимы косвенные подсказка, побуждение, поощрение или порицание: «Давай спросим у Незнайки, как он думает?», «Мама Максима наверное знает, что нужно сделать. Давай у нее спросим» и т.п.;

В) вопросы дополнительного коммуниканта к ребенку в целях привлечения внимания к заданию, дополнительного разъяснения: «Сейчас Незнайка спросит у тебя, почему твои руки не слушаются»;

Г) вопросы ребенка к родителю: организованные (подсказанные) и заданные самостоятельно или по образцу – для обучения использовать вопросы в самостоятельной речи: «Алиса, спроси у меня, кто живет в домике. Как ты спросишь?»;

Д) вопросы ребенка к дополнительному коммуниканту: самостоятельные или по образцу: «Артем, спроси у Незнайки, что он положил сегодня в шкафчик».

2. Императивные акты, поощрения:

А) волеизъявления родителя: «Миша, покажи, где машина. Молодец, Миша»;

Б) волеизъявления дополнительного коммуниканта: «Незнайка просит Мишу показать машину. Незнайка  благодарит Мишу»;

В) волеизъявления ребенка: самостоятельные или по образцу: «Алиса, попроси меня показать машину. Алиса, как ты поблагодаришь меня?».

3. Использование наглядного материала.

    Это повышает эффективность педагогического воздействия, помогает управлять диалогом, улучшает понимание слышимого и направляет, уточняет собственные реплики.

Надо заметить, что использование выше названных приемов в целях преодоления имеющихся дефектов можно использовать в любой беседе с ребенком, где бы и как бы она не происходила, может выстроить обучающий диалог.

    Таким образом, целенаправленно моделируемый диалог помогает решить следующие задачи:

- воспитание и развитие коммуникативных умений и навыков, навыков ведения беседы: ребенок учится внимательно слушать собеседника, смотреть ему в лицо, ждать своей очереди вступления в беседу, овладевает речевым этикетом;

- активизация и воспитание импрессивной и экспрессивной речи ребенка: мы учимся слушать, слышать и понимать обращенную повествовательную и вопросительную речь, обдумывать, формулировать и воспроизводить собственные реплики, у ребенка воспитывается постоянная готовность вступить в речевой контакт, т.е. постоянное речевое внимание;

- расширение словарного запаса, развитие грамматики, воспитание правильного звукопроизношения;

- коррекция психических функций: различных форм памяти, внимания (зрительное и слухо-речевое), мышления (процессы анализа и синтеза, обобщения), эмоционально-волевой сферы (страх перед речью, замкнутость, скованность, ощущение дефекта, заниженная самооценка и т.д.);

- элементарные нормы вежливого поведения (приветствия, прощания, благодарность, просьбы о прощении, умение вести себя в коллективной игре, беседе), постигают основы нравственности (добро, зло, мягкость, жестокость, смелость, достоинство, честность, трудолюбие, уважение, любовь).

 Материал подготовил педагог-психолог Савченко Е.Н.

22-03-2016, 20:43 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр