Приемы формирования диалогической речи у детей.
Диалогическая речь как способ общения между людьми – один из важнейших видов речи. И естественно, умение вести диалог страдает в той или иной степени у ребенка, имеющего речевой дефект. Каждый родитель должен учитывать эту особенность и специально учить своего малыша правильно общаться с собеседником, смотреть и видеть, слушать и понимать, отвечать, планировать и воспроизводить развернутое высказывание.
Прежде всего, эта цель достигается ненавязчиво, путем ненасильственной коммуникации, вызывая у ребенка желание воспользоваться речью. Любая ситуация, преследующая определенные педагогические цели, искусственна, а значит, предполагает ту или иную степень насилия и влечет за собой те или иные негативные реакции, вплоть до полного отказа общаться. С помощью игровых приемов надо включать ребёнка в диалог, превращать ситуацию в жизненно значимую, актуальную для ребенка проблему, которую можно решить, только включившись в беседу.
Для облегчения понимания темы, поддержания интереса и эмоционального настроя можно вводить, дополнительный коммуникант. Это могут быть гости, «говорящие» куклы, вещи, которые путем вопросов-ответов включаются в игру. Дополнительные коммуниканты – неоспоримые лидеры в повышении мотивации ребенка для воспроизведения речевого высказывания. Ради внимания и благосклонности игрушки или кого-либо из гостей многие дети готовы на подвиги. Преодолеваются застенчивость, скованность, повышается самооценка, усваиваются этические нормы, воспитывается уверенная, раскрепощенная, свободная личность.
Мастерство родителя заключается в том, чтобы построить моделируемый игровой диалог, для организации и ведения которого в необходимом русле используются разнообразные приемы:
1. Вопросы:
А)вопросы, обращенные непосредственно к ребенку. Можно использовать вопросы-загадки типа «У меня на картинке то, из чего пьют. Что у меня на картинке?» и т.д.;
Б) вопросы к дополнительному коммуниканту. Можно использовать в затруднительных положениях, когда необходимы косвенные подсказка, побуждение, поощрение или порицание: «Давай спросим у Незнайки, как он думает?», «Мама Максима наверное знает, что нужно сделать. Давай у нее спросим» и т.п.;
В) вопросы дополнительного коммуниканта к ребенку в целях привлечения внимания к заданию, дополнительного разъяснения: «Сейчас Незнайка спросит у тебя, почему твои руки не слушаются»;
Г) вопросы ребенка к родителю: организованные (подсказанные) и заданные самостоятельно или по образцу – для обучения использовать вопросы в самостоятельной речи: «Алиса, спроси у меня, кто живет в домике. Как ты спросишь?»;
Д) вопросы ребенка к дополнительному коммуниканту: самостоятельные или по образцу: «Артем, спроси у Незнайки, что он положил сегодня в шкафчик».
2. Императивные акты, поощрения:
А) волеизъявления родителя: «Миша, покажи, где машина. Молодец, Миша»;
Б) волеизъявления дополнительного коммуниканта: «Незнайка просит Мишу показать машину. Незнайка благодарит Мишу»;
В) волеизъявления ребенка: самостоятельные или по образцу: «Алиса, попроси меня показать машину. Алиса, как ты поблагодаришь меня?».
3. Использование наглядного материала.
Это повышает эффективность педагогического воздействия, помогает управлять диалогом, улучшает понимание слышимого и направляет, уточняет собственные реплики.
Надо заметить, что использование выше названных приемов в целях преодоления имеющихся дефектов можно использовать в любой беседе с ребенком, где бы и как бы она не происходила, может выстроить обучающий диалог.
Таким образом, целенаправленно моделируемый диалог помогает решить следующие задачи:
- воспитание и развитие коммуникативных умений и навыков, навыков ведения беседы: ребенок учится внимательно слушать собеседника, смотреть ему в лицо, ждать своей очереди вступления в беседу, овладевает речевым этикетом;
- активизация и воспитание импрессивной и экспрессивной речи ребенка: мы учимся слушать, слышать и понимать обращенную повествовательную и вопросительную речь, обдумывать, формулировать и воспроизводить собственные реплики, у ребенка воспитывается постоянная готовность вступить в речевой контакт, т.е. постоянное речевое внимание;
- расширение словарного запаса, развитие грамматики, воспитание правильного звукопроизношения;
- коррекция психических функций: различных форм памяти, внимания (зрительное и слухо-речевое), мышления (процессы анализа и синтеза, обобщения), эмоционально-волевой сферы (страх перед речью, замкнутость, скованность, ощущение дефекта, заниженная самооценка и т.д.);
- элементарные нормы вежливого поведения (приветствия, прощания, благодарность, просьбы о прощении, умение вести себя в коллективной игре, беседе), постигают основы нравственности (добро, зло, мягкость, жестокость, смелость, достоинство, честность, трудолюбие, уважение, любовь).
Материал подготовил педагог-психолог Савченко Е.Н.