Воспитание ребенка с нарушениями общения.
Ребенок, активно уклоняющийся от общения с окружающими, должен быть обследован врачом-психиатром и детским психологом. Таким путем будет уточнен диагноз, при необходимости назначено лечение и даны рекомендации родителям по коррекционной работе с малышом. Нарушение общения у детей могут возникать по разным причинам. В особом подходе нуждаются дети с ранним детским аутизмом. При воспитании аутичного ребенка в семье надо стремиться установить с ним взаимодействие, развивать у него предпосылки для бытовой и социальной адаптации- навыки опрятности, самообслуживания, речевого общения, стимулировать у него психическую активность и целенаправленность поведения. При этом одновременно важно преодолевать целый ряд болезненных форм его поведения, таких как, негативизм, аффективная возбудимость, расторможенность влечений, агрессивность, страхи. Одной их характерных особенностей детей с аутизмом является преобладание у них стереотипных форм движений, речи и поведения. Правильно используя эти стереотипы и насыщая их эмоциональным взаимодействием с ребенком, можно добиться положительного эффекта в аспекте бытовой и социальной адаптации, т.е. научить его соблюдать порядок, режим дня, освоить бытовые и трудовые навыки. При работе с возбужденными детьми широко используется музыкальная терапия. Спокойная, мелодичная музыка и пение успокаивают ребенка, создают у него положительный эмоциональный настрой. При проведении занятий с аутичным ребенком родителям следует иметь в виду выраженную психическую пресыщаемость, т.е. невозможность целенаправленно заниматься каким- либо видом деятельности по инструкции взрослого. Большинство детей с аутизмом нуждаются в специальном медикаментозном лечении.
Родителям следует иметь в виду, что неконтактность ребенка может иметь множество различных причин и наблюдается не только у детей с аутизмом.
В каждом конкретном случае используются те или иные воспитательные приемы. Иногда неконтактность является единственной особенностью ребенка. Контакты такого ребенка очень избирательны и определяются направленностью его интересов. Родителям мягко и неназойливо следует использовать избирательные интересы ребенка для расширения его контактов со сверстниками. Причиной неконтактности ребенка может быть психотравмирующая обстановка в семье, которая часто имеет место при распаде семьи, противоречивом подходе к воспитанию ребенка. Эти нарушения общения у ребенка имеют вторичный-реактивный характер. Если психотравмирующая ситуация является затяжной, то и стремление уйти от общения со сверстниками и взрослыми приобретает более стойкий характер, постепенно становится личностной особенностью ребенка. Тяжелые переживания формируют у ребенка внутренний конфликт, который и обуславливает нарушения общения: ребенок становится замкнутым, у него наблюдается стойко пониженный фон настроения. У него легко возникают различные невротические проявления: тики, страхи.
У таких детей иногда наблюдается мутизм – отказ от речевого общения. Это может быть протест против конфликтной ситуации в семье. Родителям важно помнить, что мутизм может возникнуть у ребенка с трудностями звукопроизношения, которого принуждают к речи, постоянно поправляют, заставляют говорить правильно. Это особенно часто наблюдается у детей с врожденной повышенной реактивностью центральной нервной системы. При воспитании такого ребенка родителям следует постоянно учитывать чрезмерную чувствительность, тревожность ребенка. Следует иметь в виду, что эта повышенная чувствительность у ребенка с органическим поражением ЦНС всегда сочетается с ригидностью (негибкостью) нервных процессов. Поэтому любой отрицательный опыт общения фиксируется, и ребенок может длительно избегать общения со сверстниками.
Одной из причин нарушений общения у детей с отклонениями в развитии может быть изначальная установка родителей на изоляцию ребенка от коллектива здоровых сверстников. Для развития здорового, а особенно больного ребенка большое значение имеет его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально- коммуникативное поведение, имеющее важное значение для всего дальнейшего психического развития.
Известно, что душевное состояние ребенка зависит от его отношения к своему дефекту, а не от тяжести самого нервно-психического заболевания. Поэтому главным условием, при котором ребенок с нарушениями развития вырастет общительным и счастливым - это прежде всего правильное отношение к нему родителей. Если родители получают радость от общения со своим ребенком и любят его таким, какой он есть, не проявляют излишнего беспокойства, чрезмерно не суетятся вокруг него, не критикуют его, поддерживают его общения с другими детьми, он вырастет уравновешенным и общительным.
Материал подготовил педагог-психолог Габбасова Н.Р.