Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Родителям о детских сказках

Почему некоторым детям не нравятся сказки?

  Дорогие родители, психологи и просто интересующиеся сказками. Представляю          вашему вниманию ответ Доктора Психологии, Автора метода Комплексной                  Сказкотерапии  Татьяны Дмитриевны Зинкевич – Евтигнеевой.

  Итак, почему же некоторые дети не любят сказки?

  Бывает, родители жалуются, что ребенок закрывает им рот, когда они хотят ему          прочитать или рассказать сказку. Почему? Есть дети, которым не по душе                  КОНКРЕТНЫЕ сказки, поэтому они закрывают маме рукой рот ИЗБИРАТЕЛЬНО.

  Но есть дети, которые постоянно это делают. Им не нравятся сказки. Им не                нравится их СЛУШАТЬ. Что же им по душе? Игры с планшетом, и многое другое, что    не требует глубокой сосредоточенности.

  Друзья, чтобы послушать сказку, ребенку требуется глубоко сосредоточиться! Об        этом нельзя забывать! Если ребенок с малолетства приучен к телевизору, компьютеру, быстрому мельканию кадров, большому потоку образной информации разных частот и калибров, - ему будет крайне сложно начать слушать сказку. Потому что она погружает ВГЛУБЬ БЫТИЯ, и не дает скользить по его поверхности. Поэтому приучение СЛУШАТЬ СКАЗКУ важно начинать еще с момента внутриутробного развития. Современным родителям приходиться СПЕЦИАЛЬНО выделять такую задачу воспитания, как инструмент противостояния социальному манипулированию.

Если эмбриональное «время упущено», тоже ничего страшного! Можно потихоньку, дозированно приучать ребенка слушать сказку. При этом важно говорить ему так:

«Не надо злиться и капризничать, я читаю сказку вовсе не тебе. Я читаю ДЛЯ СЕБЯ. И хочу для себя читать именно вслух. Для меня это как лекарство. А тебе придется немного потерпеть, пока я СЕБЯ лечу сказкой. Я, как твоя мама, много терпения проявляю к тебе, и прошу тебя проявить ко мне терпение. Это будет справедливо».

В этой работе поможет принцип «вода камень точит». Спокойно, раз в день или раз в два дня читать себе разные сказки. И потом даже можно о них рассуждать ВСЛУХ, что в них зашифровано. Вскоре ребенок привыкнет к такой маминой странности, и даже начнет проявлять интерес к процессу.

Есть дети, которые не желают сказки слушать, но хотят их рассказывать сами. «Нет, - говорят они, - это лучше ты послушай. Лучше я тебе расскажу сказку!». Что же, это прекрасно! Пусть рассказывает свою сказку, а мы сможем понаблюдать за течением его мысли, за его интересами, вопросами к жизни и о жизни. Ведь детское сказкотворчество – кладезь сокровенной информации об уникальном индивидуальном развитии ребенка. Мы можем участвовать в обсуждении сказки, просить придумать продолжение или изменить финал (если он был слишком трагичен или незакономерен). При этом мы обязательно объясним, почему мы это просим. Мы сможем расширить границы детской игры в сказку, попросив у ребенка права нам тоже рассказывать свои истории.

Но вернемся к «отвергаемым сказкам». Почему какие-то истории становятся для ребенка запретными? Обычно это происходит после того, как ему уже единожды прочли эту сказку.

Возьмём, к примеру, ненецкую сказку «Кукушка». В описана история матери, которая не смогла получить помощь от своих сыновей и превратилась в кукушку. Для северных, дальневосточных народов характерна «компактность» и «поучительность» сказочной формы. В северных сказках не до красочных описаний – холодно. Витиеватость языка – преимущество сказок народов, живущих в теплых странах. Северные народы очень четко и безапелляционно формулируют жизненные уроки. Сказки для них – форма передачи четких законов не просто КАК жить, а, прежде всего, ВЫЖИВАТЬ. Нарушишь закон жизни – много потеряешь, даже умрешь.

Вот финал сказки «Кукушка»:

«Младший сынок кричит:

— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!

Отвечает мать издалека:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется».

Жесткий жизненный урок преподала мать своим сыновьям, нарушившим Заповедь любви к родителям. Ценой собственной жизни мать дала им этот жизненный урок. Но в этом акт материнского самопожертвования. После такой потери, дети быстро взрослеют.

Важно понимать, что в сказках, происходящих от культур, в которых остро стоит вопрос ВЫЖИВАНИЯ, мы будем встречать довольно жесткие жизненные уроки.

Современная девочка (или мальчик) живет совсем в других условиях. Но все дети подспудно бояться потерять родителей. И тут ребенок, в котором уже проснулся этот страх, но еще не оформился в «светлый страх» нарушить Пятую Заповедь, слышит эту ненецкую сказку. Что происходит? Его страх потерять родителей обостряется. С одной стороны, сказка сделала свое дело: она ускорила процесс формирования светлого страха нарушить Пятую Заповедь. Ребенок сообразителен. Ему «достаточно одной таблетки». Ему не нужно повторять дважды или трижды. Потому что повторение в данном случае – это уже усиление иррационального страха потери родителей. Получается, что в этом случае, сказка не отвергается. Она глубоко запала в душу и делает там свою работу. Однако «передозировка» этой сказки может привести к обратному эффекту: усилению страха потери родителей и чувству ложной вины.

Поэтому нам важно внимательно и чутко относиться к тем сказкам, которые ребенок УЖЕ СЛЫШАЛ и не желает слушать вновь. Значит, эта сказка делает большую работу внутри его сакрального существа. Нам не стоит оказывать на него дополнительного давления.

Однако, если ребенок начинает активно вести себя так, что обижает родителей все больше и больше, - будет полезным напомнить ему историю о матери, ставшей кукушкой. Делать это нужно деликатно. Без осуждения. Но так, чтобы ребенок понял, что маме (или папе, бабушке, другому близкому) очень больно от его слов и действий.

Итак, что же делать, если ребенок отвергает сказки? Во-первых, разобраться КАК ИМЕННО отвергает. Во-вторых, постичь сакральный и этнический коды сказок, шифры, смыслы. В-третьих, поразмышлять, какой жизненный урок сейчас проходит ребенок, и в чем ему нужна мудрая помощь взрослого.

Материал подготовил педагог-психолог 

Тарамышева С.М.

 

22-10-2017, 20:53 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр