Ум или душа?
В стремлении дать ребёнку образование необходимо прислушиваться и к его желаниям.
В центрах развития ребёнка зачастую используют множество авторских методик. Родителям нелегко разобраться, какая из них для чего предназначена. А ведь хорошо бы знать, что именно будут развивать у вашего малыша.
Сам себе учитель
Специалист центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ульяна Зинова отмечает, что одной из самых популярных считается развивающая программа Марии Монтессори. Это первая женщина-врач в Италии, педагог. Свою методику она разработала в начале XX века. Многие современные педагоги добавляют свои элементы, не придерживаясь классической модели.
- Сейчас метод Монтессори подразумевает интегративный комплекс, в который входят все развивающие методики, - поясняет Ульяна Александровна. - Изначально главным принципом программы была идея самостоятельности. Ребёнок приходил в студию, которая разделена на несколько зон, и занимался только тем, что ему интересно. После занятия нужно было обязательно убрать за собой все материалы. Основа методики в том, что ребёнок - сам себе учитель. Он может попросить о помощи, если нужно. И только тогда педагог делает с ним что-то вместе.
- Минус в том, что программа концентрируется на развитии интеллекта и практических навыков, но нет обширных занятий спортом, музыкальных, творческих, - поясняет психолог. - Нет ролевых, подвижных игр, всё происходит в статике. С точки зрения нейропсихологии такие занятия больше развивают левое полушарие - логику, математические способности, умение анализировать.
Не смотрите телевизор
Довольно модно в крупных городах и Вальдорфское образование, которое появилось на юге Германии в начале XX века. Его основатель - философ и педагог Рудольф Штайнер. Он разработал методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления. Его программа основана на антропософии - религиозно-мистическом учении. Впрочем, в современных центрах подчёркивают, что используют только педагогические приёмы и методы. Их суть - помочь развить ребёнку данные от природы возможности. Развитие интеллекта не главное. Считается, что до школы не нужно учить читать и писать. Воспитанникам запрещено слушать радио, смотреть телевизор, а педагогам - оценивать детей, как положительно, так и отрицательно.
Методика направлена на развитие внутреннего мира малыша, его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к народной культуре, литературе. Малыши ставят постановки по сказкам. Сами себе шьют костюмы, выбирают персонажей. В таких школах практикуются разные формы рукоделья и ремесла. Привлекают детей к домашнему хозяйству.
- Особое внимание в этих образовательных учреждениях уделяют детским взаимоотношениям, - отмечает Ульяна Зинова. - Подчёркивается уникальность каждого человека. Плюс этой педагогики в том, что родители - постоянные участники всех инсценировок и других мероприятий. Минусы - в ограничении доступа к информации. И вряд ли это подойдёт для развития технических или математических способностей.
Успейте до шести
Многие педагоги используют программу американского врача Гленна Домана. Основа метода: чем интенсивнее заниматься с ребёнком в первые годы жизни, тем лучше развивается интеллект. С трёх месяцев ребёнку начинают показывать карточки, учат чтению, счёту. Человеческий мозг развивается благодаря нагрузке. И надо успеть, гласит методика, больше вложить в него до шести лет, потому что в этом возрасте рост мозга прекращается.
- У этой теории тоже есть плюсы и минусы, - пояснила Ульяна Александровна. - Хорошо, что самые лучшие учителя - родители. Они могут научить всему, что знают сами. Но информация, которая даётся ребёнку, чрезмерна. Она может истощить нервную систему малыша. Ребёнок запоминает написанные на карточке слова, но в реальности не всегда может узнать то, что видел на картинке. Для того, чтобы иметь возможность соотнести, требуется определенная интеллектуальная зрелость, которая у малыша ещё не сформирована. Недостаток и в том, что система делает ребёнка пассивным участником. Всё даётся взрослым, который активно руководит процессом. У ребенка не остаётся времени на творческое начало. Не учитывается его эмоциональное развитие.
В основном на подобных занятиях задействованы только зрительные анализаторы, а для целостного восприятия нужны и тактильное ощущение, осязание. Если ребенок не запомнил слово, он не прочитает его. Вся подача материала происходит только через карточки. Отсутствует игровой метод, нет разнообразных подходов.
Это коммерческий проект
Существует и множество других методик, не столь известных, но используемых современными педагогами. Выбирая группу раннего развития, стоит помнить о том, что это всё-таки коммерческий проект. И подходить к нему надо очень осторожно. Смотреть, как работают с детьми, насколько грамотны и опытны педагоги, умеют ли найти подход к ребенку. Бегите из тех групп, где дошкольника заставляют сидеть за партой больше 30 минут и выполнять какое-то задание. Такие занятия точно противопоказаны детям до 5-6 лет.
- Самое лучшее - учитывать интересы ребёнка, прислушиваться к его желаниям, - рекомендует Ульяна Зинова. - У всех разные способности, и подход к каждому ребёнку должен быть индивидуальным.
Источник: (http://magmetall.ru/contribution/23183.htm)