«Мой ребенок стесняется»
Застенчивого малыша заметно сразу. Все детки играют в песочнице, а он стоит один в сторонке. Ему очень хочется, но он боится подойти к своим сверстникам: а вдруг они его выгонят, обидят, обзовут. Также и в школе такой ребёнок сразу заметен: мнется, стесняется, зажимается. И если не побороть эту застенчивость годам к 5-6, то она может перейти в хроническую форму. К школе у такого робкого тихони уже сформирован определенный стиль поведения и положение в обществе, пусть даже в детском. Понимание ребёнком своей застенчивости ещё больше сковывает его; неуверенность в себе и заниженная самооценка часто не позволяют преодолеть этот комплекс самостоятельно. Вот здесь и нужна помощь родителей.
У маленьких детей, которые ещё не посещают детский сад, застенчивости как таковой не проявляется, есть лишь её предпосылки: беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, перепады настроения и аппетита в связи с изменением привычного образа жизни (ночёвка у бабушки, переезд летом на дачу, поездка в санаторий). Такие детки часто боятся чужих и незнакомых людей, сильно переживают при попадании в непривычную ситуацию, иногда болезненно привязаны к матери.
Можно выделить несколько основных причин детской застенчивости:
1. Стеснительность напрямую связана с неуверенностью ребенка в себе и, как следствие, с боязнью показаться смешным, нелепым, с опасением получить негативную оценку себя, своих действий от окружающих - сверстников, учителей, незнакомых людей. Важно понимать, какие ситуации вызывают у вашего ребенка особое напряжение, когда он стесняется, и что он чувствует при этом. Эту информацию вы можете получить, наблюдая за поведением ребенка, не забудьте поговорить с ним об этом.
2. Застенчивость ещё зависит от типа нервной системы, который, мы получаем вместе с рождением. Каждому родителю следует знать, кто его ребенок, как он выражает себя в психогенных ситуациях. Чаще всего застенчивость свойственна меланхоликам – слабым, неподвижным, мечтательным личностям.
3. Некоторые родители отчаянно стараются оградить ребенка от контактов. А ведь полная изоляция от общества не дает развиваться умению жить среди людей, ладить с ними, дружить. Очень часто стеснительность ребенка объясняется характером, привычками и жизненным укладом родителей.
Замкнутая, угрюмая, малообщительная мама, которая к тому же отличается повышенной тревожностью и мнительностью, может реально испортить ребенку будущее. Такая мать боится всего - улицы, драк, инфекций, дурного влияния, она словно подтыкает своего ребенка ватой, и в таких тепличных условиях он растет абсолютно аморфным и беспомощным. Постоянное внутреннее напряжение матери, порой усугубляющееся неровными отношениями с мужем, родителями, неустроенностью быта, выражаются в перепадах настроения, непоследовательности. Тревожная, нервная эмоциональная атмосфера в доме вредна для маленьких детей, она может привести не только к застенчивости, но и к неврозам.
4. Семьи, в которых к ребёнку относятся с повышенной строгостью, требовательностью, не признают компромиссов, также способствуют формированию и усилению застенчивости. Ребёнок, который растёт и воспитывается в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, может стать застенчивым и даже трусливым.
Критиковать за застенчивость нельзя
Вечный вопрос: что делать? Для начала, необходимо учить ребёнка общаться и играть с другими детьми, ладить с чужими взрослыми. Для развития навыков общения подойдёт детская площадка, песочница, парк, любые места, где собираются дети со своими родителями. Здесь можно и нужно плавно превратить своего ребенка из пассивного наблюдателя в активного участника игр.
Со временем, под вашим руководством у ребёнка будет развиваться умение понимать другого человека, согласовывать с ним свои действия и подчинять их общей цели. Если мама будет находиться рядом с ребёнком, постоянно побуждать к активным действиям, при трудностях помогать, а при удачах хвалить, ребенок станет более общительным и уверенным в себе, приобретет навыки совместной деятельности.
Также хорошая мама пойдет с застенчивым ребенком в песочницу, организует там игру, пригласит его приятелей домой. Запомните: стеснительного малыша нельзя стыдить, оставлять одного, бросая в ситуацию, как в холодную воду. Следует помнить, что дети очень жестоки: они быстро подмечают и высмеивают чужие слабости. Даже если ребёнок пришел в компанию с хорошей игрушкой, игрушку возьмут, а его в игру не примут. И критиковать за стеснительность нельзя, нужно почаще искать поводы поощрять и хвалить. Не нужно своего застенчивого ребенка обсуждать при других взрослых - всё, что печалит родителей, мама с папой должны проговаривать только наедине. Ребёнок должен слышать только хорошее.
Неуверенность в себе имеет непосредственное отношение к адекватности самооценки. Если ребенок не верит в собственные силы, постоянно переживает, что у него что-то не получится, недоволен собой, своим внешним видом, своими достижениями, то это явные сигналы того, что необходимо помочь ему поверить в себя. На такого ребенка не стоит давить. Необходимо помогать ему искать в себе положительные стороны, чтобы он ощутил свою значимость. Для младших детей важную роль играет оценка окружающими результатов их деятельности, успехов и просто личных качеств — красоты, аккуратности, хорошего голоса или грациозности, математических способностей и остроумия. У каждого ребенка есть множество черт, которые можно оценить и отметить. По мере взросления более важным фактором, влияющим на уверенность, становятся собственные достижения и успехи.
Одновременно преодолевать стеснительность можно с помощью тренировки, формируя такие ситуации, где ребенок может попробовать себя, свои силы. Здесь необходимо соблюдать простой принцип "от простого к сложному" - вначале давать задания, с которыми ребенок точно сможет справиться. Например, когда вы вместе находитесь в магазине, попросите ребенка что-нибудь самостоятельно купить; когда у вас гости - попросите его помочь накрыть на стол; когда вы гуляете там, где есть другие дети, - помогите ему с ними познакомиться. Пусть малыш почувствует, что он может самостоятельно делать многие вещи и при этом не происходит ничего страшного. Необходимо, чтобы у ребенка накопился позитивный опыт поведения в различных ситуациях.
Чаще всего главным лекарством от стеснительности является тепло, ласка и внимание со стороны родителей. Если ваш стиль воспитания авторитарный, смените его на демократичный. Относитесь к своему ребенку с уважением, обсуждайте с ним дела семьи, как со взрослым. Но в то же время не забывайте, что он еще ребенок и очень нуждается в вашей любви и участии!
Материал подготовил педагог-психолог МУ «ЦППМСП» Шевцова О.С.