Защита детей в условиях вооруженных конфликтов.
Думаете, что вести беседы с детьми на тему войны следует только в случае, если семья проживает непосредственно в зоне обстрела? Это ошибочно.
Существуют и так называемые «второй и третий круги пострадавших». Во второй круг входят родственники, друзья и знакомые пострадавших, те кто живет или работает в обстреливаемых городах, те кто принимает у себя дома семьи беженцев и т.п. В третий круг входят все те, кто слушает новости, кто слышит или узнает от других людей о происходящем.
Таким образом, чем ближе знакомство с ситуацией, географически или эмоционально, тем выше риск испытать стресс.
В сегодняшней ситуации, дети становятся непосредственными слушателями того, что происходит на Украине.
Как же помочь детям, ведь зачастую они вовлечены в ситуацию через медиапространства и окружающую среду.
Поэтому, есть вероятность того, что признаки стресса (от легкого беспокойства до панического страха) могут проявиться у любого ребенка. И необходимо быть внимательными к своим детям.
Маленькие дети еще не в состоянии осознать ситуацию, выразить свои мысли. Но это не значит, что малыши ничего не понимают. Дети безусловно чувствуют и ощущают происходящее, они способны улавливать ваше настроение и эмоции, «читая» ваше лицо, слыша интонацию и наблюдая изменения в вашем поведении. Около 10-20% детей обладают повышенным темпераментом, такие дети особенно чувствительны к настроению родителей, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде.
Для того, чтобы их поддержать, оказать помощь, необходимо соблюдать определенные правила:
1. Первым делом помогите… себе. Если вы обеспокоены, не боритесь и не ругайте себя. В психологии существует такая аксиома: “Ненормальное поведение в ненормальной ситуации нормально". Поэтому дав выход своим чувствам и выразив их с самим с собой, с близким человеком, или же у психолога, предстаньте перед ребенком, собранным и спокойным. Ребенок воспринимает мир через вас: если хотите помочь ему сохранить душевное равновесие, будьте внимательны к своему состоянию.
2. Не пренебрегайте помощью. Как было сказано, родитель должен стараться подходить к ребенку в спокойном состоянии, поэтому если есть в окружении ребенка более одного взрослого, меняйтесь: если один устал, озабочен или решил почитать для пополнения эмоциональных ресурсов – замените, главное не забывать о взаимопомощи.
3. Старайтесь максимально соблюдать привычный распорядок дня, не внося без необходимости лишних изменений. Привычная рутина обладает сильнейшим антистрессовым эффектом.
4. Уделяйте детям побольше внимания: шутите, играйте, читайте книжки, занимайтесь совместным творчеством, используйте возможность находиться рядом, давая тем самым то самое присутствие и внимание, которое так необходимо для нормального развития ребенка.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития. Большинство детей этого возраста способны отличить добро от зла. В эмоциональном плане дети еще незрелы, а высокий интеллектуальный уровень некоторых детей может ввести в заблуждение взрослых относительно их восприятия ситуации: если ребенок проявляет смышленость, не свойственную возрасту заинтересованность и осведомленность, и «здраво» рассуждает о ситуации, это еще не значит, что он взрослый и «все понимает», скорее за этим скрывается защитный механизм, который пытается бороться со страхами. Возможно, ребенок хочет казаться взрослым и не чувствует, что его родители примут и смогут успокоить его страхи. Поэтому важно родителям наблюдать за детьми, а также учиться грамотно себя вести в стрессовых ситуациях, не давая себе поблажек типа «у моего ребенка все пролетает мимо ушей».
Рекомендации для этого возраста:
Не стоит пренебрегать все перечисленные выше рекомендации для малышей, они верны и для этой возрастной группы.
1. Поговорите на доступном для ребенка языке о происходящем. Не следует вдаваться в душераздирающие подробности, помните: ваша задача – успокоить ребенка, а не наоборот. Во время беседы чутко наблюдайте за его реакцией, учитывайте умственные и эмоциональные особенности каждого ребенка. По ходу беседы подчеркивайте, что взрослые прилагают все усилия, чтобы скорее вернулось мирное время, а наша задача состоит в том, чтобы следовать всем рекомендациям службы тыла.
2. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, ведь пространство, не заполненное информацией, обязательно заполнит фантазия ребенка, а фантазия может оказаться куда страшнее реальности.
3. Не сердитесь, если ребенок задает вновь и вновь один и тот же вопрос. Это происходит не потому, что он хочет вас разозлить или у него проблемы с пониманием, а потому, что это вселяет в него уверенность и дает некий контроль над ситуацией.
4. Ограничьте просмотр телевизора, постоянные сводки новостей могут вывести из равновесия любого взрослого, а тем более ребенка. В общем и целом, стоит ограничиться 1-2 сводками в день, при этом присутствуя рядом, поддерживая и поясняя увиденное (если детям 8-11 лет). Младшим детям, если они не настаивают на просмотре, можно рассказать новости только в общих чертах.
5. Детям свойственно выражать свои эмоции в игре и рисунках, поэтому не пугайтесь рисунков «черных ракет» и постоянных игр в «войнушки», лучше дайте им набор мелков, вооружите пластилином или присоединитесь к постройке из конструктора «лего» новых усовершенствованных противоракетных систем.
6. Обязательно обращайтесь за психологической консультацией в случае необходимости. Не поддавайтесь неактуальному стереотипному мышлению, что только «психи» обращаются к психологам и психиатрам. Вовремя оказанная помощь может избавить вас от многих осложнений.
7. Смейтесь, дурачьтесь, рассказывайте смешные истории и анекдоты. Чувство юмора – лучшее лекарство.
8. Самое главное – не теряйте оптимизма, постарайтесь помнить и передать своим детям, что это временно, даже самое долгое испытание заканчивается.
Как помочь взрослым самим себе:
1. Дать возможность отреагировать на переживания через слезы, движения, уборку,
разговоры, письмо, игры. Деятельность с участием тела помогает сбросить напряжение.
2. Сократить просмотр новостей до 1 раза в день, сократить взаимодействие с соцсетями.
3. Позаботиться о близких, семье. Важнее всего — дать вещи первой необходимости и добрые слова. Не усиливайте их тревогу.
4. Ухаживать за собой. Даже в сложный период не стыдно спать, есть, принимать ванну, смеяться, смотреть комедии, отдыхать с близкими.
5. Сфокусироваться на том, что сейчас получается делать лучше всего.
С тревогой помогает справиться ощущение, что мы что-то можем контролировать.
Определить, что можно контролировать. Подсказать зону контроля для своих близких.
Не спорить, не ссориться с близкими, коллегами, родителями. Главная ценность этого
периода — поддержка и принятие. Если есть несовпадение мнений — меняйте тему.
Людям пожилого возраста нельзя оставаться в ощущении изоляции, отверженности,
одиночества.
Делать медленные вдохи и выдохи, ощущать почву под ногами, взаимодействовать
с природой, питомцами, домашними цветами.
Важнее всего создать среду, в которой вы совместно с детьми сможете начать проживать то, что происходит.
Это займет время. Ситуация уже случилась. Нам нужно жить с ней дальше.
Материал подготовил: Педагог- психолог МУ "ЦППМСП" Тарамышева С.М.