Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Апрель 2024 (16)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (14)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)



Родителям на заметку

Защита детей в условиях вооруженных конфликтов.

Думаете, что вести беседы с детьми на тему войны следует только в случае, если семья проживает непосредственно в зоне обстрела? Это ошибочно.

Существуют и так называемые «второй и третий круги пострадавших». Во второй круг входят родственники, друзья и знакомые пострадавших, те кто живет или работает в обстреливаемых городах, те кто принимает у себя дома семьи беженцев и т.п. В третий круг входят все те, кто слушает новости, кто слышит или узнает от других людей о происходящем.

Таким образом, чем ближе знакомство с ситуацией, географически или эмоционально, тем выше риск испытать стресс.

В сегодняшней ситуации, дети становятся непосредственными слушателями того, что происходит на Украине.

Как же помочь детям, ведь зачастую они вовлечены в ситуацию через медиапространства и окружающую среду.

Поэтому, есть вероятность того, что признаки стресса (от легкого беспокойства до панического страха) могут проявиться у любого ребенка. И необходимо быть внимательными к своим детям.

Маленькие дети еще не в состоянии осознать ситуацию, выразить свои мысли. Но это не значит, что малыши ничего не понимают. Дети безусловно чувствуют и ощущают происходящее, они способны улавливать ваше настроение и эмоции, «читая» ваше лицо, слыша интонацию и наблюдая изменения в вашем поведении. Около 10-20% детей обладают повышенным темпераментом, такие дети особенно чувствительны к настроению родителей, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде.

Для того, чтобы их поддержать, оказать помощь, необходимо соблюдать определенные правила:

1. Первым делом помогите… себе. Если вы обеспокоены, не боритесь и не ругайте себя. В психологии существует такая аксиома: “Ненормальное поведение в ненормальной ситуации нормально". Поэтому дав выход своим чувствам и выразив их с самим с собой, с близким человеком, или же у психолога, предстаньте перед ребенком, собранным и спокойным. Ребенок воспринимает мир через вас: если хотите помочь ему сохранить душевное равновесие, будьте внимательны к своему состоянию.

2. Не пренебрегайте помощью. Как было сказано, родитель должен стараться подходить к ребенку в спокойном состоянии, поэтому если есть в окружении ребенка более одного взрослого, меняйтесь: если один устал, озабочен или решил почитать для пополнения эмоциональных ресурсов – замените, главное не забывать о взаимопомощи.

3. Старайтесь максимально соблюдать привычный распорядок дня, не внося без необходимости лишних изменений. Привычная рутина обладает сильнейшим антистрессовым эффектом.

4. Уделяйте детям побольше внимания: шутите, играйте, читайте книжки, занимайтесь совместным творчеством, используйте возможность находиться рядом, давая тем самым то самое присутствие и внимание, которое так необходимо для нормального развития ребенка.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития. Большинство детей этого возраста способны отличить добро от зла. В эмоциональном плане дети еще незрелы, а высокий интеллектуальный уровень некоторых детей может ввести в заблуждение взрослых относительно их восприятия ситуации: если ребенок проявляет смышленость, не свойственную возрасту заинтересованность и осведомленность, и «здраво» рассуждает о ситуации, это еще не значит, что он взрослый и «все понимает», скорее за этим скрывается защитный механизм, который пытается бороться со страхами. Возможно, ребенок хочет казаться взрослым и не чувствует, что его родители примут и смогут успокоить его страхи. Поэтому важно родителям наблюдать за детьми, а также учиться грамотно себя вести в стрессовых ситуациях, не давая себе поблажек типа «у моего ребенка все пролетает мимо ушей».

Рекомендации для этого возраста:

Не стоит пренебрегать все перечисленные выше рекомендации для малышей, они верны и для этой возрастной группы.

1. Поговорите на доступном для ребенка языке о происходящем. Не следует вдаваться в душераздирающие подробности, помните: ваша задача – успокоить ребенка, а не наоборот. Во время беседы чутко наблюдайте за его реакцией, учитывайте умственные и эмоциональные особенности каждого ребенка. По ходу беседы подчеркивайте, что взрослые прилагают все усилия, чтобы скорее вернулось мирное время, а наша задача состоит в том, чтобы следовать всем рекомендациям службы тыла.

2. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, ведь пространство, не заполненное информацией, обязательно заполнит фантазия ребенка, а фантазия может оказаться куда страшнее реальности.

3. Не сердитесь, если ребенок задает вновь и вновь один и тот же вопрос. Это происходит не потому, что он хочет вас разозлить или у него проблемы с пониманием, а потому, что это вселяет в него уверенность и дает некий контроль над ситуацией.

4. Ограничьте просмотр телевизора, постоянные сводки новостей могут вывести из равновесия любого взрослого, а тем более ребенка. В общем и целом, стоит ограничиться 1-2 сводками в день, при этом присутствуя рядом, поддерживая и поясняя увиденное (если детям 8-11 лет). Младшим детям, если они не настаивают на просмотре, можно рассказать новости только в общих чертах.

5. Детям свойственно выражать свои эмоции в игре и рисунках, поэтому не пугайтесь рисунков «черных ракет» и постоянных игр в «войнушки», лучше дайте им набор мелков, вооружите пластилином или присоединитесь к постройке из конструктора «лего» новых усовершенствованных противоракетных систем.

6. Обязательно обращайтесь за психологической консультацией в случае необходимости. Не поддавайтесь неактуальному стереотипному мышлению, что только «психи» обращаются к психологам и психиатрам. Вовремя оказанная помощь может избавить вас от многих осложнений.

7. Смейтесь, дурачьтесь, рассказывайте смешные истории и анекдоты. Чувство юмора – лучшее лекарство.

8. Самое главное – не теряйте оптимизма, постарайтесь помнить и передать своим детям, что это временно, даже самое долгое испытание заканчивается.

Как помочь взрослым самим себе:

1. Дать возможность отреагировать на переживания через слезы, движения, уборку,

разговоры, письмо, игры. Деятельность с участием тела помогает сбросить напряжение.

2. Сократить просмотр новостей до 1 раза в день, сократить взаимодействие с соцсетями.

3. Позаботиться о близких, семье. Важнее всего — дать вещи первой необходимости и добрые слова. Не усиливайте их тревогу.

4. Ухаживать за собой. Даже в сложный период не стыдно спать, есть, принимать ванну, смеяться, смотреть комедии, отдыхать с близкими.

5. Сфокусироваться на том, что сейчас получается делать лучше всего.

С тревогой помогает справиться ощущение, что мы что-то можем контролировать.

Определить, что можно контролировать. Подсказать зону контроля для своих близких.

Не спорить, не ссориться с близкими, коллегами, родителями. Главная ценность этого

периода — поддержка и принятие. Если есть несовпадение мнений — меняйте тему.

Людям пожилого возраста нельзя оставаться в ощущении изоляции, отверженности,

одиночества.

Делать медленные вдохи и выдохи, ощущать почву под ногами, взаимодействовать

с природой, питомцами, домашними цветами.

Важнее всего создать среду, в которой вы совместно с детьми сможете начать проживать то, что происходит.

Это займет время. Ситуация уже случилась. Нам нужно жить с ней дальше.

Материал подготовил: Педагог- психолог МУ "ЦППМСП" Тарамышева С.М.

28-02-2022, 13:50 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр