Критерии готовности дошкольника с олигофренией
Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны к развитию, могут усваивать определенные знания, совершенствовать навыки. Их психика также способна к качественным изменениям, особенно при наличии полноценного обучения и воспитания. Поэтому важно повышать их психологическую готовность к школьному обучению настолько, насколько позволяет индивидуальная ситуация. Психологическая готовность умственно отсталого ребенка к школе имеет примерно такие же критерии, какие используются при оценке умений и способностей ребенка без интеллектуальных дефектов, и включает: - интеллектуальную готовность. Это способность выполнить задание с использованием инструкции, выданной учителем, наличие базовых учебных навыков. Кисть ребенка должна быть достаточно развита для удерживания ручки и ее использования; мотивационную. Наличие заинтересованности в познавательной деятельности, попытки проявить познавательную активность; - эмоционально-волевую. Ребенок должен быть способным контролировать собственное поведение, знать правила и разрешать сложности, возникающие при выполнении заданий; - социально-психологическую (преимущественно коммуникативная сфера). Способность выстраивать общение с незнакомыми взрослыми и со сверстниками, способность концентрироваться на занятии. Также имеет значение способность обслуживать себя и выполнять простые бытовые действия. Такое профильное образование сможет дать специальная школа, которая обеспечит детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, что является немаловажным аспектом. Именно специальные школы работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой. Процесс социальной адаптации, социализации, помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период. Стоит отметить, что для детей, которые остались без попечения родителей и имеющих определенные образовательные потребности существуют определенные образовательные учреждения, такие как школы–интернаты, детские дома. Спецификой данных учреждений является работа с интеллектуальным недоразвитием детей. В учреждениях коррекционной образовательной направленности, проводится как воспитание так и обучение детей с умственной отсталостью. В данном процессе преследуются несколько важных задач, таких как: - корректировка отклонений в развитии с помощью трудового и образовательного процесса; - социально–психологическая реабилитация для полноценного существования в обществе. Начальная ступень начинается с основ, состоящих из всестороннего изучения личности воспитанника, затрагивая различные аспекты развития, такие как психологические, медицинские, а также педагогические особенности, необходимые для выявления индивидуального развития ребенка и составления целостной картины личности. Вся эта кропотливая работа ставит перед собой цель спланировать и организовать максимально эффективный и удобный образовательный процесс. Специалистами узкой направленности проводится работа с целью выявления речевого развития, нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении воспитанника. Со всем вышеперечисленным процессом тесно взаимосвязана работа психолого-педагогической направленности с целью формирования навыков учебной деятельности и привлечения интереса к получению знаний, не мало важным является процесс получения навыков самостоятельности не только в учебной деятельности, но и в целом, так как именно этот навык способствуют полноценному существованию в обществе. В старших классах учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие психофизическим возможностям. В 10-11 классах основное направление работы - производственное обучение, прививаются навыки самостоятельной работы в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях. Проводимое профильное обучение строится на основе не только возможностей обучающихся, но и с пожеланием и интересом. При успешном освоении программы профильных навыков, выпускникам присваивается квалификационный разряд (решение принимается администрацией заинтересованного предприятия). Умственно отсталые дети на протяжении всей жизни развиваются, и этот процесс является абсолютно очевидным. Психика является интересной и многоступенчатой системой, которая при тяжелом и прогрессирующем заболевании нервной системы, неизбежно приводит к распаду психики, а процессе распада неразрывно связан с процессом развития. Развитие психики является особенностью специфики детского возраста, которая прорастает через даже самую сложнейшую патологию организма человека. Дети дошкольники олигофрены, часто отличаются недостатком любознательности, отсутствием инициативы, им характерна вялость и своеобразное безразличие. Олигофрены отличаются тем, что оценка подобного плана не вырабатывается, они безэмоционально берут карточку, или раздаточный материал, не проявляя при этом никакой реакции, изначально ведя себя к невыполнению задания. У олигофренов с менее глубокой степенью дебильности уровень притязания вырабатывается к концу исследования. В начале они совершенно не соотносят выбор сложности последующего задания с успехом или неудачей в решении настоящего задания и лишь в конце опыта начинают при успехе брать более трудные, а при неудаче – более легкие задания. Подводя итог, стоит отметить, что именно многокомпонентное образование, которое включает в себя и психологическое развитие личности сочетает в себе комплексное определение готовности к школе.
Материал подготовил педагог-психолог
МУ ЦППМСП г. Магнитогорска
Ржевская Е.В., Октябрь, 2022 г