Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Профессиональные объединения
Для школьников Для родителей Для педагогов

Март 2024 (17)
Февраль 2024 (5)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (3)
Ноябрь 2023 (6)
Октябрь 2023 (13)



Родителям детей ОВЗ

Критерии готовности дошкольника с олигофренией

Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны к развитию, могут усваивать определенные знания, совершенствовать навыки. Их психика также способна к качественным изменениям, особенно при наличии полноценного обучения и воспитания. Поэтому важно повышать их психологическую готовность к школьному обучению настолько, насколько позволяет индивидуальная ситуация. Психологическая готовность умственно отсталого ребенка к школе имеет примерно такие же критерии, какие используются при оценке умений и способностей ребенка без интеллектуальных дефектов, и включает: - интеллектуальную готовность. Это способность выполнить задание с использованием инструкции, выданной учителем, наличие базовых учебных навыков. Кисть ребенка должна быть достаточно развита для удерживания ручки и ее использования; мотивационную. Наличие заинтересованности в познавательной деятельности, попытки проявить познавательную активность; - эмоционально-волевую. Ребенок должен быть способным контролировать собственное поведение, знать правила и разрешать сложности, возникающие при выполнении заданий; - социально-психологическую (преимущественно коммуникативная сфера). Способность выстраивать общение с незнакомыми взрослыми и со сверстниками, способность концентрироваться на занятии. Также имеет значение способность обслуживать себя и выполнять простые бытовые действия. Такое профильное образование сможет дать специальная школа, которая обеспечит детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, что является немаловажным аспектом. Именно специальные школы работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой. Процесс социальной адаптации, социализации, помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период. Стоит отметить, что для детей, которые остались без попечения родителей и имеющих определенные образовательные потребности существуют определенные образовательные учреждения, такие как школы–интернаты, детские дома. Спецификой данных учреждений является работа с интеллектуальным недоразвитием детей. В учреждениях коррекционной образовательной направленности, проводится как воспитание так и обучение детей с умственной отсталостью. В данном процессе преследуются несколько важных задач, таких как: - корректировка отклонений в развитии с помощью трудового и образовательного процесса; - социально–психологическая реабилитация для полноценного существования в обществе. Начальная ступень начинается с основ, состоящих из всестороннего изучения личности воспитанника, затрагивая различные аспекты развития, такие как психологические, медицинские, а также педагогические особенности, необходимые для выявления индивидуального развития ребенка и составления целостной картины личности. Вся эта кропотливая работа ставит перед собой цель спланировать и организовать максимально эффективный и удобный образовательный процесс. Специалистами узкой направленности проводится работа с целью выявления речевого развития, нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении воспитанника. Со всем вышеперечисленным процессом тесно взаимосвязана работа психолого-педагогической направленности с целью формирования навыков учебной деятельности и привлечения интереса к получению знаний, не мало важным является процесс получения навыков самостоятельности не только в учебной деятельности, но и в целом, так как именно этот навык способствуют полноценному существованию в обществе. В старших классах учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие психофизическим возможностям. В 10-11 классах основное направление работы - производственное обучение, прививаются навыки самостоятельной работы в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях. Проводимое профильное обучение строится на основе не только возможностей обучающихся, но и с пожеланием и интересом. При успешном освоении программы профильных навыков, выпускникам присваивается квалификационный разряд (решение принимается администрацией заинтересованного предприятия). Умственно отсталые дети на протяжении всей жизни развиваются, и этот процесс является абсолютно очевидным. Психика является интересной и многоступенчатой системой, которая при тяжелом и прогрессирующем заболевании нервной системы, неизбежно приводит к распаду психики, а процессе распада неразрывно связан с процессом развития. Развитие психики является особенностью специфики детского возраста, которая прорастает через даже самую сложнейшую патологию организма человека. Дети дошкольники олигофрены, часто отличаются недостатком любознательности, отсутствием инициативы, им характерна вялость и своеобразное безразличие. Олигофрены отличаются тем, что оценка подобного плана не вырабатывается, они безэмоционально берут карточку, или раздаточный материал, не проявляя при этом никакой реакции, изначально ведя себя к невыполнению задания. У олигофренов с менее глубокой степенью дебильности уровень притязания вырабатывается к концу исследования. В начале они совершенно не соотносят выбор сложности последующего задания с успехом или неудачей в решении настоящего задания и лишь в конце опыта начинают при успехе брать более трудные, а при неудаче – более легкие задания. Подводя итог, стоит отметить, что именно многокомпонентное образование, которое включает в себя и психологическое развитие личности сочетает в себе комплексное определение готовности к школе.

Материал подготовил педагог-психолог

МУ ЦППМСП г. Магнитогорска

Ржевская Е.В., Октябрь, 2022 г


27-03-2023, 13:13 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр